Количество и тематика обращений татарстанцев на организованную Общественной палатой РТ горячую линию по вопросам коррупции в ЖКХ озадачили даже опытных специалистов – членов общественной приёмной
Начало второго полугодия 2019 года ознаменовалось очередным повышением тарифов ЖКХ. Но если 1 января повышение для всех регионов страны было одинаковым – на 1,7 процента, то с 1 июля индекс у некоторых областей и республик составил 2 процента, в Татарстане – 3. Столько же или чуть больше в республиках Северного Кавказа, максимум – в Москве (4,8), Московской области и Санкт-Петербурге (4,5).
Но горячая линия по вопросам противодействия коррупции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, организованная Общественной палатой РТ, состоялась до вступления в силу новых тарифов. Грядущее увеличение итоговой суммы платежей в счетах-фактурах татарстанцев не могло сказаться на уровне эмоций, бурливших в здании на улице Батурина, где для ответов и консультирования посетителей и звонивших по телефону горячей линии собрались представители Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, Общественного совета при Минстрое, Государственной жилищной инспекции, Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ, Управления Президента РТ по вопросам антикоррупционной политики, члены Общественной палаты РТ.
Звонить начали задолго до официального старта горячей линии. И телефон действительно вскоре стал «горячим», хотя вопросы и озвучиваемые проблемы поначалу тему коррупции не затрагивали. Ведь в объявлении, которое Общественная палата заранее дала в СМИ, были три буквы – «ЖКХ», которые неизменно ассоциируются у населения с проблемами и вызывают у многих желание высказать всё, что накипело.
И началось! Жалобы на казанскую УК «Уютный дом» за сделанный на ул. Декабристов, 10, три года назад капремонт и повторяющийся раз за разом потоп из-за протекающей крыши. Похожая жалоба из Нижнекамска с ул.Романтиков – с потолка льёт, ПТЖХ-17 обещает капремонт только в 2020 году, а жилинспекция на жалобы не реагирует! И становится понятно, что каждая озвученная проблема предельно выматывает нервы жильцам. К примеру, домоуправление почему-то так настраивает датчики контроля движения в подъездах в целях экономии электричества, что жильцам приходится исполнять то пляски святого Витта, то гопака, чтобы при очередной кратковременной вспышке света успеть вставить ключ в замочную скважину. Ещё один распространённый вопрос: «Должна ли я платить за домофон, если он у меня в квартире не установлен?»
Все озвученные во время работы горячей линии вопросы и проблемы – а их за шесть часов работы поступило более пятидесяти, запротоколированы и взяты на контроль. Будет создана комиссия, которая разберётся и с тарифами, и с фиктивными протоколами общих собраний жильцов
Когда участники горячей линии поняли, что совмещать ответы на вопросы по телефону с приёмом посетителей просто невозможно, то отключили громкую связь, консультации проводили специалисты в индивидуальном порядке. А заходившие на приём казанцы открывали свои заполненные многочисленными папками с документами сумки и оперировали уже не эмоциями, а фактами с указанием конкретных организаций, фамилий, цифр.
Посетители с толстыми пачками документов (переписка со всевозможными организациями) напоминали замученных цирковых пони, бегающих по кругу, – Госжилинспекция, Минстрой, исполком, прокуратура, суд, ГЖИ и т.д. Их ни в коем случае нельзя назвать «профессиональными жалобщиками» – никакого личного корыстного интереса, одни проблемы. Из-за их нетерпимого отношения к беспорядкам им бьют стёкла, взламывают электросчётчики, приписывают платежи за отопление. Движимые желанием вывести руководителей своих управляющих компаний и ТСЖ на чистую воду, они сетуют и на контролирующие организации: ГЖИ в ответ на претензию отделывается шаблонными отписками, на приём к министру не попасть – «он пожизненно в командировках», на предписания прокуратуры никто не реагирует, а суды отказываются принимать заявления.
Когда съевший не одну собаку на проблемах ЖКХ экс-заместитель министра строительства, а ныне председатель Общественного совета при Минстрое РТ Ленар Валеев в очередной раз от очередного посетителя услышал о переоборудованных под жильё помещениях колясочных (и о детских, инвалидных колясках, выставленных ушлым председателем УК под лестницу в коридор), о новых «слепых» счетах-фактурах, из которых казанцы не могут понять, за что набежала такая сумма, о магазинах-арендаторах на первых этажах жилых домов, чьё соседство устраивает только домоуправа и разорительно для жильцов, о раскалённых батареях в майскую жару и неимоверных счетах за отопление, то даже этот профессионал произнёс: «Меня насторожила эта системность с колясочными, с безликими «платёжками», с арендаторами – здесь есть повод для разбирательства».
И блокнот представителя УБЭП Раиля Галиева после беседы с очередным посетителем пополнялся новыми фамилиями, телефонами, адресами.
Не бездействовал и представитель антикоррупционного управления.
Все озвученные во время работы горячей линии вопросы и проблемы – а их за шесть часов работы поступило более пятидесяти, запротоколированы и взяты на контроль. Будет создана комиссия, которая разберётся и с тарифами, и с фиктивными протоколами общих собраний жильцов. В состав её, надеемся, включат и одну из посетительниц, которая так и заявила: «Только и меня включите в состав комиссии, иначе всё будет впустую!»
Когда участники горячей линии поняли, что совмещать ответы на вопросы по телефону с приёмом посетителей просто невозможно, то отключили громкую связь, консультации проводили специалисты в индивидуальном порядке. А заходившие на приём казанцы открывали свои заполненные многочисленными папками с документами сумки и оперировали уже не эмоциями, а фактами с указанием конкретных организаций, фамилий, цифр
Член комиссии ОП РТ, исполнительный директор регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Дмитрий Романов прошедшую в Общественной палате горячую линию по вопросам противодействия коррупции в сфере ЖКХ назвал «очень непростой»: «Обращения касались организации и качества капитального ремонта, высоких цен на отопление. Мы консультировали по вопросам общедомового имущества, субсидий и льгот, прописки, задолженности за ЖКУ, по приборам учёта, платежным документам. Как общественный контроль за сферой ЖКХ, мы проведём выездные общественные проверки».
По словам члена ОП РТ Артура Мустаева, подобного масштаба горячая линия организована Общественной палатой в третий раз – до этого были темы противодействия коррупции в сферах образования и медицины. После обращения граждан по поводу вымогательства взяток в медицинских учреждениях были возбуждены уголовные дела. Наш собеседник не исключил, что и после этой горячей линии дело одними комиссиями не ограничится.
По силам ли таким горячим линиям переломить ситуацию в ЖКХ в пользу граждан? Структура огромная и малоподвижная, напоминает гигантского кита с множеством мелких прилипал, которые уже не крохи подбирают, а норовят в рот залезть. «Говорите правду о ЖКХ, не позволяйте делать жизнь людей хуже», – обращались и по телефону, и в прямом диалоге к участникам горячей линии татарстанцы.