Кто был в Аксубаеве, не мог не заметить: райцентр становится музеем под открытым небом. Деревянные скульптуры сказочных героев, животных, людей словно живут здесь своей собственной жизнью: у каждого – свой ареал обитания. Одни пристроились около детского садика либо школы, другие облюбовали административные здания. Оказалось, что все они – «дети» мастера по художественной обработке дерева Андрея Бикмуллина. Ближе познакомиться с этим видом народно-художественного промысла и самим резчиком нам помогла редактор республиканского Центра развития традиционной культуры Евгения Шемелова.
ПЕРВЫЕ ШАГИ В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ
Художественная резьба по дереву была известна с первобытных времён практически у всех народов в разных концах Земли. С постоянным совершенствованием орудий труда, с переходом от каменных резцов к металлическим инструментам мастера осваивали новые технологии, всё более совершенные в художественном отношении виды резьбы. Издавна являясь одной из важнейших областей народного искусства, резьба и сегодня составляет значительную часть традиционных художественных ремёсел.
Андрей Бикмуллин родился в Аксубаеве, окончил среднюю школу №3 и художественное отделение Детской школы искусств. Резьбой по дереву сначала не занимался, но очень хорошо лепил из глины и пластилина. Всегда добром вспоминает детскую библиотеку, где по иллюстрациям из книг создавал целые галереи птиц и динозавров. Здесь же, в библиотеке, состоялись первые выставки его работ. Увлечённость лепкой поддерживала мама и при каждой совместной поездке в Казань покупала новую книгу, которая становилась своеобразным пособием для новых творений мальчика.
Уже к десяти годам у Андрея появился интерес к созданию монументальных фигур, но для этого нужно было учиться. В семнадцать лет он отправился в Первопрестольную, поступил в Московский колледж художественных ремёсел и окончил его с отличием. Три года жизни в столице дали очень многое, ведь помимо самой учёбы Андрей имел возможность бесплатно посещать художественные выставки, видеть картины великих живописцев, знакомиться с мировым искусством и заряжаться творческой энергией.
Через несколько лет после окончания колледжа Андрей съездил в Москву и показал фотографии своих работ преподавателям, которые отметили, что он нашёл свой путь в творчестве.
ПРОСТО ОТПИЛИТЬ ВСЁ ЛИШНЕЕ
Действительно, техника, которой Андрей Бикмуллин отдаёт предпочтение, абсолютно не похожа на другие разновидности резьбы (за исключением прорезной). Его скульптуры можно рассматривать с разных ракурсов, так что недопустимы даже небольшие нарушения деталировки. Эту технику можно, наверное, назвать вершиной резчицкого ремесла, поскольку она требует от мастера не только умения обращаться с древесиной, но и знания законов композиции. Работа должна быть максимально тщательно продумана, выполнена и обработана, приступать к ней можно только после того, как освоены приёмы геометрической, контурной и рельефной резьбы.
«Такая техника требует значительных физических усилий, – охотно делится секретами мастерства резчик. – Для будущей скульптуры нужно выбрать хороший деревянный брус. Грубую обработку большой деревянной скульптуры выполняют пилой, топором, «болгаркой». Затем пользуются сначала крупными, а потом мелкими стамесками. То есть постепенно переходят от грубой к более тонкой обработке. Срезать древесину необходимо вдоль волокон или наискось, перерезать очень осторожно, мелкими срезами, обрабатывая равномерно скульптуру со всех сторон. После создания скульптуры начинаются другие не менее важные этапы работы: шлифовка, пропитка древесины специальным составом.
НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ТОПОЛЕЙ
Своей мастерской не было, поэтому Андрей работал под открытым небом, что создавало дополнительные трудности. Но не унывал: «Многие мои сокурсники из больших городов не могут реализоваться в творчестве, а я нашёл себя благодаря тому, что после учёбы вернулся на свою родину, в Аксубаево.
Здесь есть всё для творчества: материал, поддержка друзей и родных, работа, – рассказывает Бикмуллин. – Я работал в районном Доме культуры и в Аксубаевском техникуме универсальных технологий. Здесь я набивал руку, осваивал новые приёмы работы с деревом, а свою первую полноценную скульптуру – сову – подарил детской библиотеке, сотрудники которой всегда меня поддерживали».
Сейчас Андрей занимается скульптурами из дерева на профессиональной основе, получил статус самозанятого. Наличие постоянных заказов дало ему возможность приступить к строительству собственной мастерской
В 2013 году Аксубаевская межпоселенческая центральная библиотека выиграла грант РИТЭКа на создание около библиотеки «Экологической площадки». По проекту площадку должны были украшать деревянные скульптуры. И их доверили сделать Андрею. Как раз в это время в Аксубаеве прокладывали дорогу и пришлось спилить тополя, которые посадили в 1941 году мужчины, уходя на фронт. Эти тополя по решению администрации района отдали Андрею. Так около библиотеки появились красавица Нарспи, русский богатырь, батыр, медведь. И тополя начали новую жизнь в деревянных скульптурах.
Кстати, если деревянную (уличную) скульптуру разместить на твёрдой основе и не забывать ежегодно обрабатывать пропиточным маслом, то она будет радовать глаз 20-30 лет.
ВКЛАДЫВАЕТ ЧАСТИЧКУ СВОЕЙ ДУШИ
Много заказов Андрею поступает и от частных лиц. Одной из любимых его работ жители называют солдата с девочкой на руках. Для создания скульптуры было найдено дерево диаметром более одного метра. Скульптура стала лучшим памятником героям Великой Отечественной войны в Аксубаеве. Каждый, проходя мимо неё, невольно замедляет шаг и вглядывается в лицо солдата.
В каждую работу Андрей вкладывает частичку своей души. Удивительно, что над скульптурой он работает буквально на одном дыхании. По его словам, образ работы как бы передаётся рукам, которые сами высекают из дерева нужный образ. Это, несомненно, сочетание большого мастерства и врождённого таланта. На вопрос: «Неужели в вашей семье, кроме вас, никто не занимался творчеством?» – Андрей ответил так: «Я тоже думал, что я пока единственный. Но на родине моего прадеда Якова в селе Урмандеево в его старом доме мы нашли верстак фирмы Sheffiеld. Это дорогая вещь, и, видимо, прадед тоже занимался обработкой дерева. Возможно, это и осталось в генах».
Андрей Бикмуллин может из дерева сделать любую вещь: столик, резную шкатулку, игрушку, раму для картины, большую декоративную вазу и даже… деревянную пилу. Её Андрей изготовил в подарок Аксубаевскому лесхозу. Помимо деревянных скульптур, улицы Аксубаева украшают декоративные мельницы, колодцы, избушки, которые органично вписались в ландшафт посёлка.
Новый пласт в творчестве Андрея – создание объёмных (плоскорельефных) картин из дерева. Их много, создаются они и по заказам, и по велению души. Работы Андрея Бикмуллина можно встретить не только в райцентре, но и в сёлах района. Для села Сюнчелеево Андрей изготовил ритуальный столб – раньше такие устанавливались в каждом чувашском поселении в знак почтения благодарных потомков предкам.
ТОТЕМСКИЕ БРЕНДЫ
Андрей глубоко верующий человек, посещает храм Феодосия Тотемского в Аксубаеве, дружит с настоятелем храма протоиереем отцом Александром. И не случайно в июне 2018 года он поехал на IV Межрегиональный фестиваль деревянной скульптуры «Оживающая история» в город Тотьму Вологодской области (родину святого Феодосия Тотемского). В фестивале участвовали мастера из разных регионов России. Каждый приезжал со своим инструментом, а материал для обработки (шесть метров сосны на участника) предоставлялся непосредственно в Тотьме. Созданные за пять дней деревянные скульптуры по теме фестиваля «Тотемские бренды» оценивало жюри, состоявшее из профессиональных искусствоведов, представителей профильных учебных заведений Вологодской области, администрации Тотемского района и Тотемского музейного объединения.
Андрей Бикмуллин смог в полной мере проявить свой талант резчика, своё видение древнего города, и за композицию «Историческое наследие Тотьмы – сохранить» ему присудили первое место.
СО СТАТУСОМ САМОЗАНЯТОГО
Сейчас Андрей занимается скульптурами из дерева на профессиональной основе, получил статус самозанятого. Наличие постоянных заказов дало ему возможность приступить к строительству собственной мастерской.
В будущей мастерской, помимо основной работы, Андрей планирует обучать детей и молодёжь работе с деревом, растить новое поколение резчиков по дереву. Без мастерской сейчас это возможно только на организуемых в летнее время мастер-классах на открытых площадках посёлка. Работать с детьми у Андрея получается. Природа одарила его не только талантом, но и спокойным, добрым характером, большим терпением и щедростью.
Желание работать с деревом есть у многих юных аксубаевцев. И пока в наших городах и сёлах есть такие мастера, как Андрей Бикмуллин, будет жива и самобытная культура художественной резьбы по дереву.