Ждём, когда сработает закон бумеранга?

Подготовка водителей в автошколах страдает серьёзными изъянами

Сейчас в Татарстане обучение водителей транспортных средств осуществляют 202 автошколы. Как минимум десять из них имеют в списке своих выпускников уже совершивших два – четыре ДТП, причем серьезных, с пострадавшими.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Фото: tatarstanavto.ru; caricatura.ru

Подготовка водителей в автошколах страдает серьёзными изъянами

 

автошколы

 

Дорожно-транспортные происшествия – одна из десяти главных причин смертности в мире. Но если дорожные трагедии год от года размещаются на последнем-предпоследнем местах печального рейтинга – далеко за сердечно-сосудистыми недугами, онкологией и другими болезнями, то в возрастной группе от 10 до 24 лет они вот уже который год – в «призовой» тройке. Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу: в настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых.

 

По мнению психологов, причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику. Так, в возрасте до четырёх лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир, в возрасте от пяти до десяти такие случаи – последствия шалостей или неосторожного поведения. У подростков появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, стремясь утвердиться в среде сверстников. Начавшаяся интенсивная деятельность желёз внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы – неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают подростков активными, импульсивными, порой неуправляемыми. Вроде бы причина трагедий налицо – воспитывайте участников дорожного движения, что называется, с младых ногтей, вкладывайте в головы юного поколения правила жизни, и при определённом усердии и методичности проблема если не исчезнет, то хотя бы смягчится.

Но… Анализ причин аварийности дает недвусмысленный результат. Так, более половины происшествий с участием детей связаны с наездом на них. С участием детей-пешеходов зарегистрировано 71 ДТП, причём сорок одно из них – на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах, где особенно внимательными должны быть не только дети, но в первую очередь водители. Дальше – больше. Практически в каждом втором происшествии ребёнок являлся пассажиром, то есть по вине родителей или близких погибли двое детей и шестьдесят два были травмированы.

Девяносто процентов происшествий, в которых пострадали или погибли дети, произошли именно по вине водителей транспортных средств.

 


По итогам четырёх месяцев с начала года отмечен рост всех трёх показателей аварийности с участием детей – в республике произошло 131 «детское» ДТП (на пять больше, чем за тот же период прошлого года), в которых три ребёнка погибли (в прошлом году погибших не было) и 140 получили ранения (на семь человек больше). Май унёс ещё четыре детских жизни, с начала года их уже семь… Шестеро из погибших детей сидели в салонах авто своих родителей


 

А ведь начались летние каникулы. Самые длинные и самые, увы, опасные. В прошлом году за три жарких месяца на дорогах республики погибли десять детей – более половины от числа всех жертв дорожных трагедий за год.

К слову, нельзя считать безопасным и школьный транспорт. Вот случай в Дрожжановском районе. После полудня 28 мая на автодороге Казань – Ульяновск – Старое Дрожжаное сотрудниками ГИБДД задержан водитель школьного автобуса в состоянии алкогольного опьянения. В салоне автобуса находились восемнадцать детей и учительница. Понятно, в отношении водителя был составлен административный материал, по факту допуска к управлению автобусом водителя подшофе возбуждено административное расследование. Но вопросы к должностным лицам, начиная от выпуска автобуса на линию, проверки механиком и медиком и заканчивая действиями сопровождающего, остаются.

Как-то из крайности в крайность мы бросаемся – то готовы просто замучить собственное чадо уроками, дополнительными занятиями, секциями и вообще воспитанием, то учим его самостоятельности и умению «управлять рисками» на дорогах, забывая о том, что на 9/10 безопасность детей на дорогах все-таки зависит от взрослых участников движения.

 

ЭХ, МОЛОДЕЖЬ!

Большинство достигших восемнадцатилетнего возраста и не имевших достойного примера перед глазами россиян отправляются за водительским удостоверением в автошколу. Нынче же права – практически второй паспорт, ведь авто уже перестало быть предметом роскоши. В Татарстане на первое мая этого года зарегистрировано свыше полутора миллионов транспортных средств, прирост к прошлому году составил более 24 тысяч единиц. И ежегодно на дороги Татарстана выезжают около тридцати тысяч новоиспечённых водителей.

 

 Сейчас в Татарстане обучение водителей транспортных средств осуществляют 202 автошколы.
Как минимум десять из них имеют в списке своих выпускников уже совершивших два – четыре ДТП, причем серьезных, с пострадавшими. Разбитые бамперы и помятые двери не в счёт. Половина таких школ функционируют в Казани, остальные – на территории Нижнекамского, Альметьевского, Зеленодольского, Заинского и Тетюшского районов.

Несмотря на столь стремительную динамику, Татарстан входит в тройку регионов Приволжского федерального округа, всесторонними усилиями добившихся снижения всех трёх основных показателей аварийности. Пятый год подряд в Татарстане отмечается сокращение числа погибших в ДТП. Однако, как отмечает начальник УГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов, на фоне общего благополучия впервые за последние четыре года зарегистрирован рост всех трёх показателей аварийности по вине водителей со стажем менее двух лет. Да не просто рост – количество ДТП по их вине увеличилось на треть, а число погибших – в три раза, раненых – более чем вполовину. Львиную долю таких нарушителей составляют водители молодые не только по стажу, но и по возрасту – от восемнадцати до двадцати четырёх лет, не имеющие жизненного опыта, зато переполненные амбициями, уверенностью в собственной исключительности и желанием выделиться хотя бы пренебрежением к правилам дорожного движения.

 

Анализ массива нарушений ПДД начинающими водителями показал, что каждый третий игнорирует ремень безопасности, каждый шестой управляет не по ГОСТу тонированным автомобилем, каждый десятый не соблюдает требования дорожных знаков и не предоставляет преимущества пешеходам, каждый двадцатый не обращает внимания на сигналы светофора.

Разговор по телефону и отправление эсэмэсок за рулём – это уже вчерашний день, сегодня в моде «прямые эфиры» за рулём. Чуть более года назад фанаты соцсетей могли наблюдать ДТП со смертельным исходом в режиме онлайн, когда в Зеленодольском районе девушка-водитель «вела репортаж».

Конечно, через соцсети Госавтоинспекция отслеживает и наказывает рублём тех, кто сам на себя выкладывает материалы видеофиксации. Вот только штраф здесь – далеко не самое действенное наказание.

 

А УЧИТ КТО?

Сейчас в Татарстане обучение водителей транспортных средств осуществляют 202 автошколы. Как минимум десять из них имеют в списке своих выпускников уже совершивших два – четыре ДТП, причем серьезных, с пострадавшими. Разбитые бамперы и помятые двери не в счёт. Половина таких школ функционируют в Казани, остальные – на территории Нижнекамского, Альметьевского, Зеленодольского, Заинского и Тетюшского районов.

По итогам первого квартала 2019 года средний процент сдачи с первого раза теоретического экзамена в автошколах составил чуть менее 73, экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством – около 63 процентов. А вот в автошколе Зеленодольского района с первого раза сдали теоретический экзамен чуть больше половины курсантов, сносные первоначальные навыки управления продемонстрировал лишь каждый четвёртый, а с движением в условиях города справились всего 15 процентов отучившихся. Результат – только в этом году выпускники Зеленодольского ВОА совершили два столкновения, в результате которых погиб один и пострадали три человека. Оба выпускника сдали экзамены в автошколе ПДД с шестой попытки, вождение – с пятой, а затем и в ГИБДД – лишь со второго и третьего раза соответственно. Вот скажите, разве можно таких курсантов выпускать на дороги общего пользования? Но деньги автошколе заплачены, нужно отрабатывать и всеми правдами-неправдами «выдать корочки этой бестолочи», как выразился один из инструкторов.

 

карикатура-автошкола

 

В марте этого года возле экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по Казани был задержан инструктор одной из казанских автошкол, который помогал курсантам успешно сдать теоретический экзамен, подсказывая ответы при помощи радиотехнических средств. По данному факту возбуждено уголовное дело. Кстати, только в 2018 году были привлечены к дисциплинарной ответственности 16 сотрудников экзаменационных подразделений Госавтоинспекции, в том числе пять руководителей, в 2019 году – сотрудник и руководитель. Выданные с их помощью водительские удостоверения признаны недействительными.

Теперь об уровне квалификации самих преподавателей. Проблема подготовки курсантов неквалифицированными инструкторами по вождению существует давно. Конечно, условия их допуска к работе утверждены требованиями профессионального стандарта. Но как тогда объяснить, что за год некоторые инструкторы набрали по десятку и более штрафов за нарушение ПДД? К примеру, один из инструкторов альметьевской автошколы ДОСААФ допустил с начала прошлого года 68 нарушений, а его коллега из тетюшского ДОСААФ был лишён права управления ТС на двенадцать месяцев «за встречку». В нурлатской автошколе инструктор вообще самовольно взял учебный транспорт и, будучи в изрядном подпитии, выехал на дорогу…

И чему хорошему может научить такой, с позволения сказать, педагог?

Как такие школы получают разрешение на работу, спросите вы? По закону. Допустим, согласование образовательных программ и выдача заключений возложены на Госавтоинспекцию. Ежегодно выдаётся свыше двухсот заключений с потенциалом обучения по различным программам более семидесяти тысяч человек. Однако всё чаще педагоги и мастера производственного обучения автошкол проходят повышение квалификации в заведениях, расположенных в других регионах. Более того, многие автошколы стали получать лицензии на право преподавания по программам дополнительного профессионального образования, то есть проводят курсы повышения квалификации своего педсостава в стенах своей автошколы. Увы, такие условия не исключают возможности фиктивного обучения.

 


Контроль за обучением и подготовкой будущих водителей должен быть сосредоточен в руках людей, действительно заинтересованных в выпуске на дороги страны по-настоящему безопасных для окружающих водителей. Чтобы всё было не на авось – мол, начнёшь ездить – и жизнь правилам научит. Иначе сработает закон бумеранга, как в анекдотичном случае, когда личное авто инструктора на перекрёстке на жёлтый сигнал светофора протаранил его же собственный ученик


 

Свои проверки проводит Департамент надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки республики. Однако качество обучения проверить и оценить он не может. Почему? Да потому, что проверять можно соблюдение лицензионных требований, санитарное и противопожарное состояние, а вот в учебный процесс вмешиваться нельзя, поясняет министр Рафис Бурганов. А качество обучения проверит ГАИ на экзамене. Но это уже на выходе, тогда как сам конвейер обучения будущих водителей под собственным контролем автошкол. А там уж «что выросло, то выросло». То и по дорогам поедет.

– Думаю, здесь нужны особые условия, отличные от другого профобразования, – сказал министр на одном из заседаний правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. – Ведь курсант начинает сразу же взаимодействовать со средством повышенной опасности, так что «контроль на выходе» – этого недостаточно. Преподаватели самовольно снижают количество часов обучения, однако эти факты трудно доказуемы – на бумаге-то всё есть и оформлено наилучшим образом.

Законодательством предусмотрен институт приостановления и даже аннулирования действия лицензии автошколы, но ведь для этого нужны неопровержимые доказательства её несостоятельности. Сегодня рассматривается вопрос по созданию в республике call-центра ГИБДД, с помощью которого будет проводиться выборочный опрос курсантов автошкол с целью налаживания обратной связи и выяснения условий и качества преподавания в автошколах. Хорошо, конечно, но, согласитесь, курсант, вознамерившийся всеми правдами и неправдами получить вожделенное водительское удостоверение, скорее пожалуется на строгого преподавателя, чем на того, который содействует ему в получении документа. Вот круг и замыкается…

Контроль за обучением и подготовкой будущих водителей должен быть сосредоточен в руках людей, действительно заинтересованных в выпуске на дороги страны по-настоящему безопасных для окружающих водителей. Чтобы всё было не на авось – мол, начнёшь ездить – и жизнь правилам научит. Иначе сработает закон бумеранга, как в анекдотичном случае, когда личное авто инструктора на перекрёстке на жёлтый сигнал светофора протаранил его же собственный ученик. И жаловаться некому – сам научил, вот и получи. Вот только жертвами таких горе-учителей и курсантов могут стать и ни в чём неповинные люди.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще