Согласно данным медицинской статистики, за годы обучения в школе у ребят отмечается значительный рост уровня заболеваемости.
К примеру, болезни нервной системы прогрессируют в 4 раза, в 3,6 раза – болезни глаз, почти 2,5 – болезни эндокринной системы. А если вспомнить, что всего лишь пять процентов младенцев республики появляются на свет совершенно здоровыми, то оценка состояния ученика выпускного класса вряд ли порадует.
Развитие системы школьной медицины и разработка комплекса мер по сохранению здоровья школьников стали предметом обсуждения на первом заседании татарстанского общественного совета федерального проекта «Здоровье – детям». Проект запущен в этом году и рассчитан на реализацию до 2021 года. В числе его задач – развитие системы амбулаторных и стационарных организаций, скрининговых программ по ранней диагностике, медико-социальной помощи и системы школьной медицины, мотивация детей и их семей к здоровому образу жизни.
Ильнур ХАЛФИЕВ, руководитель Управления здравоохранения Казани: | |
Факторы риска совершенно разные – это и несоблюдение условий гигиены, и несбалансированное питание, и объем учебных программ. |
Координатором проекта в Татарстане назначен главный врач Детской республиканской клинической больницы Рафаэль Шавалиев. В составе общественного совета проекта в республике – специалисты здравоохранения, представители министерств и ведомств, общественных организаций.
По данным руководителя Управления здравоохранения Казани Ильнура Халфиева, с 2005 года количество детей школьного возраста, относящихся к основной группе здоровья, сократилось на десять процентов. «Факторы риска совершенно разные – это и несоблюдение условий гигиены, и несбалансированное питание, и объем учебных программ», – сказал он.
По мнению Рафаэля Шавалиева, вопрос о состоянии здоровья детей школьного возраста нужно рассматривать шире, чем рамки школьной среды. «Мы говорим о том, какие условия в семье, как сами дети относятся к своему здоровью, режиму дня. Мы обсуждаем вопрос мотивации сохранения своего здоровья».
То есть вопрос опять же касается пропаганды здорового образа жизни среди молодежи. Но ведь при этом необходимо обеспечить и условия для занятий спортом, организации эффективного, но безопасного для неокрепшего детского организма обучения и нормальную обстановку дома… Впрочем, перечислять все составляющие такого благополучия можно бесконечно.
Но тот факт, что здоровье школьников все хуже, уже не может не пугать. Важность профилактического направления охраны здоровья и необходимость новых подходов в работе со школьниками при взаимодействии и педагогов, и родителей несомненна. Помочь в этом может опыт ряда регионов страны по реализации проектов в области школьной медицины.