АПЛОДИСМЕНТЫ НУЖНЫ КАК ВОЗДУХ
В недавно обнародованном шорт-листе премии представлено большинство театров республики. На победу в каждой из пятнадцати конкурсных номинаций претендуют не менее пяти кандидатов. В лидерах по количеству номинантов традиционно Театр имени Камала и Казанский ТЮЗ, в спину им дышат Атнинский и Альметьевский театры, а также театр кукол «Экият». Среди спектаклей большой формы на премию «Тантана» в этом году номинированы «Чертов тост» Фарида Бикчантаева, альметьевский «Конокрад» (режиссер Айдар Заббаров), постановка Атнинского театра «Ночь. Затмение» (режиссер Сойжин Жамбалова из Бурятии) и «Безответная любовь» – новая работа Набережночелнинского татарского драмтеатра. В отдельной номинации представлены спектакли малой формы. Сюда попали кукольный «Авиатор» (театр «Экият») и спектакль «Без ветрил» Туфана Имамутдинова (театр имени Тинчурина). Конкуренцию репертуарным театрам составляют экспериментальные работы «Угла» театральной площадки «Мон» и Особняка Демидова.
Церемония награждения победителей пройдет на обновленной сцене Буинского театра. Отметим, что два года назад таким же образом было «протестировано» новое пространство Набережночелнинского татарского театра. А в прошлом году «Тантану» впервые принимал Альметьевск.
Напомним, что республика обзавелась собственной театральной премией в 2011 году. Тогда у «Тантаны» было всего десять номинаций, а размер премии был в два раза меньше (сейчас она составляет 100 тыс. рублей). Несмотря на исчезновение одних номинаций («Событие года») и появление новых («Эксперимент», «Лучший музыкальный спектакль» и др.), «Тантана» была и остается преимущественно «актерской» премией. Ведь спектакль в целом может и не быть шедевром, но яркие, запоминающиеся актерские работы есть почти в каждой постановке. Причем равные шансы на триумф имеют как исполнители главных ролей, так и короли эпизода, люди, отдавшие сцене десятки лет, и дебютанты. Как известно, по-настоящему большой актер заметен и в маленькой роли. Не говоря уже о том, что всем без исключения артистам, независимо от их положения в театре, аплодисменты нужны как воздух.
БЫВАЛИ СЕЗОНЫ И ПОЯРЧЕ
Вместе с тем «Тантана» – это всегда интрига. Один и тот же спектакль может быть заявлен в нескольких номинациях и в итоге рискует остаться ни с чем. Поэтому бывают и слезы, и обиды. Беспроигрышный принцип «всем сестрам по серьгам», конечно, тоже имеет место быть. Организаторам все-таки важно, чтобы никто из номинантов не чувствовал себя чужим на празднике жизни под названием «Тантана». Обычно торжественная церемония начинается с раздачи многочисленных спецпризов, зачастую имеющих утешительный привкус.
В этом смысле «Тантана» не сильно отличается от других конкурсов, в том числе «Золотой маски», на которую в Татарстане всегда уважительно равнялись. И это нормально, считает постоянный член экспертного совета премии «Тантана» театровед Нияз Игламов, которого корреспондент «РТ» попросила прокомментировать нынешний список номинантов.
– В целом год прошел содержательно, есть определенные успехи. Как всегда, очень большая конкуренция среди исполнителей главных ролей. На мой взгляд, сильный спектакль в Атнинском театре по Мустаю Кариму. Крепкими постановками представлены Камаловский и Тинчуринский театры. Вместе с тем не могу назвать какие-то оглушительные прорывы. Бывали сезоны и поярче.
По словам эксперта, несколько удручающе выглядит ситуация с музыкальным театром. Проблема не в художественном качестве спектаклей, выдвинутых в этом году на премию «Тантана», – балета «Иакинф» и оперы «Жизнь за царя», а в том, что театр имени М.Джалиля, по сути, вынужден соревноваться сам с собой. Притом, что в предыдущие годы в одной номинации с ним были представлены и другие площадки – например, оперная студия при консерватории, театр танца «Пантера» и другие.
Среди драматических театров, не получивших в этом году ни одной номинации, – «Мастеровые» из Набережных Челнов, Бугульминская драма, Нижнекамский татарский драматический театр. Но в экспертном сообществе относятся к этому с пониманием.
– Один сезон не похож на другой, бывают разные обстоятельства, – говорит Нияз Игламов. – Например, «Мастеровые» переехали в новое здание, что всегда травма. Перенести в другое пространство даже старые хиты – большая проблема, не говоря уже о постановке новых спектаклей с актерами, которые привыкли работать на маленькой сцене. В силу этих же причин и Буинский театр несколько сбавил свою активность. Обретение нового здания – само по себе прекрасное событие, но чтобы переехать и сразу жить хорошо – такого не бывает нигде и никогда.
Нас приучают к проектному мышлению, то есть к тому, что каждый спектакль должен быть успешным. В идеале – конечно, но на деле, скажем, в Голливуде снимаются сотни фильмов, а до «Оскара» доходят единицы. Это к тому, что, помимо успеха, важна бесперебойность процесса. Наше государство, слава богу, обеспечивает эту бесперебойность как на общероссийском, так и на региональном уровне. Например, хорошо работает программа поддержки малых городов и театров для детей «Культура малой Родины». И оказывается, что большинство театров способно создавать социально значимые и художественно убедительные постановки, если давать им хотя бы немного денег.
– Возвращаясь к формату «Тантаны», что, на ваш взгляд, этому проекту не хватает сегодня? – поинтересовалась у эксперта корреспондент «РТ».
– Сколько бы нас ни ругали, «Тантана» остается главной театральной премией республики. А лучше понимать логику жюри мог бы, на мой взгляд, одноименный фестиваль с показом в столице республики спектаклей-номинантов. Думаю, это было бы интересно не только зрителям, общественности, но и самим деятелям театра, которые вряд ли специально поедут в Бугульму или Буинск, чтобы увидеть работы своих коллег. Между тем премия «Тантана» для того и задумывалась, чтобы объединить театры республики в единое конкурентное поле, и пока этого не хватает. Я понимаю, что организация фестиваля требует дополнительных затрат, а жизнь сейчас непростая и есть какие-то более важные вещи, но на перспективу нужно подумать и об этом. Мне кажется, это был бы хороший праздник.