Конституционный совет Республики Татарстан в составе Председателя И.И.Гилазова, членов Р.Ф.Гафарова, Э.М.Мустафиной, руководствуясь частью 2 статьи 5, статьей 11 Закона Республики Татарстан «О Конституционном совете Республики Татарстан», рассмотрел вопрос о проверке конституционности взаимосвязанных положений статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и статьи 2 Закона Республики Татарстан от 5 декабря 2015 года №100-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан».
Поводом к рассмотрению дела послужило обращение гражданки Н.М.Яценко. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли указанные заявительницей нормативные правовые положения Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение члена Конституционного совета Республики Татарстан – докладчика Э.М.Мустафиной, объяснения участников заседания – гражданки Н.М.Яценко, представителя органа, издавшего рассматриваемые нормативные правовые акты Республики Татарстан, – заместителя начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан – заведующего отделом социального законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Д.И.Махмутова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный совет Республики Татарстан
установил:
- В Конституционный совет Республики Татарстан обратилась гражданка Н.М.Яценко с жалобой на нарушение ее конституционных прав статьей 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (далее также – Закон Республики Татарстан №63-ЗРТ) и статьей 2 Закона Республики Татарстан от 5 декабря 2015 года №100-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (далее также – Закон Республики Татарстан №100-ЗРТ).
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Татарстан №63-ЗРТ ветеранам труда, пенсия которым назначена в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или которые соответствуют условиям назначения пенсии, предусмотренным указанными федеральными законами по состоянию на 31 декабря 2018 года, величина среднемесячного дохода которых на дату обращения не превышает 20 000 рублей, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе субсидия в размере 50 процентов расходов на оплату жилья.
Согласно содержанию статьи 2 Закона Республики Татарстан №100-ЗРТ положения статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (в редакции Закона Республики Татарстан №100-ЗРТ) не распространяются на ветеранов труда, которым меры социальной поддержки были назначены до 1 января 2016 года.
В обоснование своих требований гражданка Н.М.Яценко сообщает, что с 1990 года относится к категории граждан, которым присвоено звание «Ветеран труда», однако меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и предоставления субсидий по оплате коммунальных платежей начала получать лишь в январе 2023 года. Как отмечает заявительница, с мая 2023 года эти выплаты были прекращены, поскольку размер получаемой ею пенсии превысил 20 000 рублей (а именно составил 22766 рублей). В настоящее время она лишена мер социальной поддержки по той причине, что получаемая ею пенсия превышает на 2 776 рублей величину, установленную статьей 5 Закона Республики Татарстан №63-ЗРТ.
Гражданка Н.М.Яценко полагает, что из содержания статьи 5 указанного Закона с учетом статьи 2 Закона Республики Татарстан №100-ЗРТ следует, что ветераны труда, получавшие меры социальной поддержки до 1 января 2016 года, сохраняют это право вне зависимости от размера своего дохода. При этом граждане, которым присвоено звание «Ветеран труда» до 1 января 2016 года, но не получавшие меры социальной поддержки, данного права лишены.
Таким образом, заявительница отмечает, что ключевым обстоятельством, позволяющим получить меры социальной поддержки, региональный законодатель установил «время фактического получения мер социальной поддержки». В то время как юридически значимым обстоятельством является то, что она, по ее мнению, имела право на получение мер социальной поддержки уже в 1990 году, но не получала их по не зависящим от нее причинам.
Гражданка Н.М.Яценко утверждает, что на практике складывается ситуация, когда ветераны труда, оформившие получение мер социальной поддержки до 1 января 2016 года, продолжают их получать вне зависимости от размера своей пенсии (даже в случае получения «значительной» пенсии), в то время как она, фактически являясь ветераном труда с 1990 года, лишена этого права только потому, что меры социальной поддержки ей не были предоставлены до 1 января 2016 года.
Заявительница приходит к выводу о том, что региональное законодательство, устанавливая льготы ветеранам труда, ориентировано исключительно на время оформления мер социальной поддержки и совершенно не зависит от даты присвоения звания «Ветеран труда». Она также уверена, что существенным и значимым моментом в данном вопросе является период присвоения данного звания, именно с этой даты должно быть приобретено право на получение мер социальной поддержки.
По ее утверждению, подобная градация является несправедливой, ведет к необоснованному ущемлению ее прав и законных интересов, а также дискредитирует ее в сравнении с другими получателями мер социальной поддержки, чьи пенсии кратно превышают получаемую ею пенсию и кто уже на протяжении длительного времени пользовался мерами социальной поддержки.
Кроме того, по мнению заявительницы, в настоящее время с учетом индексации по смыслу Закона Республики Татарстан №63-ЗРТ меры социальной поддержки могут получать ветераны труда, величина среднемесячного дохода которых на дату обращения не превышает 30 009 рублей 15 копеек с учетом индексации.
На основании изложенного гражданка Н.М.Яценко просит Конституционный совет Республики Татарстан признать статью 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и статью 2 Закона Республики Татарстан от 5 декабря 2015 года №100-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» не соответствующими статьям 2, 13, 22, 27–31, 54, 58 Конституции Республики Татарстан.
Согласно части 2 статьи 11 Закона Республики Татарстан «О Конституционном совете Республики Татарстан» при вынесении заключения Конституционный совет оценивает буквальный смысл рассматриваемого нормативного правового акта. При рассмотрении нормативного правового акта Конституционный совет Республики Татарстан также оценивает смысл, придаваемый ему официальным и иным разъяснением или сложившейся правоприменительной практикой. Конституционный совет выносит заключение только по предмету, указанному в обращении, а при рассмотрении нормативного правового акта – лишь в отношении той его части, конституционность которой подвергается сомнению в обращении. Конституционный совет Республики Татарстан при вынесении заключения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного совета Республики Татарстан являются взаимосвязанные положения статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и статьи 2 Закона Республики Татарстан от 5 декабря 2015 года №100-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», предусматривающие сохранение мер социальной поддержки ветеранов труда вне зависимости от величины их среднемесячного дохода только для тех граждан, которые были получателями указанных мер до 1 января 2016 года.
- Рассматриваемые в настоящем заключении нормативные правовые акты Республики Татарстан определяют перечень и условия предоставления ветеранам труда мер социальной поддержки, являющихся частью социальной защиты, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Конституционный суд Республики Татарстан в постановлениях от 6 декабря 2006 года №22-П, от 22 февраля 2007 года №23-П и от 6 мая 2009 года №34-П, от 25 февраля 2010 года №38-П, от 29 июня 2010 года №40-П пришел к выводу, что республиканский законодатель, осуществляя правовое регулирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов труда, исходил из установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов и реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу статей 54 (часть 2) и 75 (пункт 2) Конституции Республики Татарстан.
Таким образом, принятие Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и Закона Республики Татарстан от 5 декабря 2015 года №100-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», регулирующих в том числе перечень мер социальной поддержки для ветеранов труда и условия их предоставления, входит в компетенцию Государственного Совета Республики Татарстан.
- Согласно статье 13 во взаимосвязи с частью первой статьи 54 Конституции Республики Татарстан в Республике Татарстан как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом по смыслу части первой статьи 54 Конституции Республики Татарстан социальное обеспечение включает в себя предоставление мер социальной поддержки в случаях и размерах, предусмотренных законом Республики Татарстан.
Надлежащая конституционно-правовая оценка рассматриваемых законоположений может быть дана в системной взаимосвязи с нормативными правовыми актами федерального законодательства, регулирующими отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, в контексте с правовыми позициями Конституционного суда Российской Федерации.
3.1. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно положениям статей 10, 22 указанного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №184-ФЗ), действовавшего на момент принятия Закона Республики Татарстан №63-ЗРТ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относилось решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
Таким образом, федеральными законоположениями предусмотрено, что субъекты Российской Федерации в пределах своих полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, включающим социальную защиту, вправе устанавливать собственное правовое регулирование отношений в сфере определения мер социальной поддержки ветеранов труда, в том числе законодательно определять основания, виды, формы, условия и порядок предоставления мер социальной поддержки указанной категории, за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.
В Республике Татарстан меры социальной поддержки отдельных категорий населения установлены Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан». Статья 5 данного Закона содержит перечень мер социальной поддержки граждан, имеющих звание «Ветеран труда», а также условия их предоставления (пункт 1). Так, первоначальной редакцией статьи 5 Закона Республики Татарстан №63-ЗРТ было установлено, что меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, пенсия которым назначена в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Государственной программой Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года №2553-р в рамках реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 28 июня 2012 года, было определено, что развитие системы мер социальной поддержки отдельных категорий граждан должно осуществляться путем дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации определять категории граждан, нуждающихся в государственной социальной помощи, и устанавливать критерии нуждаемости в мерах социальной поддержки.
В целях исполнения указанных федеральных нормативных положений Федеральным законом от 21 декабря 2013 года №371-ФЗ статья 26.3 Федерального закона №184-ФЗ была дополнена пунктом 2.1, согласно которому органам государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан предоставлено право устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости. При этом было предусмотрено, что финансирование полномочий по определению дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (часть четвертая статьи 26.3-1 Федерального закона №184-ФЗ).
Аналогичный подход к решению вопроса обеспечения мерами социальной поддержки ветеранов труда федеральный законодатель сохранил и в Федеральном законе от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (подпункт 49 части 1 и часть 8 статьи 44, часть 4 статьи 48).
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что федеральный законодатель, закрепляя конкретные меры, направленные на социальную защиту тех или иных категорий граждан, и определяя степень и формы участия субъектов Российской Федерации в реализации этих мер, вправе не только установить, что обеспечение соответствующих лиц мерами социальной защиты осуществляется субъектами Российской Федерации, но и отнести расходные обязательства по обеспечению такими мерами к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законодатель же субъекта Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия в сфере социальной защиты, обладает широкой дискрецией и вправе самостоятельно определять виды и условия предоставления за счет собственных средств мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Однако при введении и изменении соответствующего правового регулирования он обязан соблюдать принципы справедливости и равенства, гарантирующие защиту от любых форм дискриминации, что означает, помимо прочего, запрет таких различий в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Различия же в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права во всяком случае не должны быть произвольными и допустимы лишь при условии, что они обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (преамбула; статья 19, части 1 и 2; статья 55, часть 3, Конституция Российской Федерации) (постановление от 31 мая 2022 года №22-П).
Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия в сфере социальной защиты ветеранов труда, а также учитывая принцип адресности, законодатель Республики Татарстан Законом Республики Татарстан №100-ЗРТ внес в Закон Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» изменения, предусматривающие предоставление мер социальной поддержки тем ветеранам труда, пенсия которым назначена в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или которые соответствуют условиям назначения пенсии, предусмотренным указанными федеральными законами по состоянию на 31 декабря 2018 года, величина среднемесячного дохода которых не превышает 20 000 рублей (статья 5 Закона Республики Татарстан №63-ЗРТ). Перечисленные новые условия предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда согласно статье 2 Закона Республики Татарстан №100-ЗРТ не распространяются на ветеранов труда, которым меры социальной поддержки уже были назначены до дня вступления в силу указанного Закона.
Если исходить из буквального содержания статьи 5 Закона Республики Татарстан №63-ЗРТ во взаимосвязи со статьей 2 Закона Республики Татарстан №100-ЗРТ, следует, что ветераны труда, получавшие меры социальной поддержки до 1 января 2016 года, сохраняют это право вне зависимости от размера своего дохода.
Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 26 сентября 2019 года №2238-О отметил, что законодательное условие о наличии среднемесячного дохода не более 20 000 рублей как объективного критерия дифференциации при предоставлении мер социальной поддержки ветеранов труда не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на ущемление конституционных прав граждан, относящихся к названной категории.
Изменяя правовое регулирование предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, законодатель Республики Татарстан, исходя из реальных возможностей бюджета Республики Татарстан, а также в целях повышения адресности социальной поддержки руководствовался положениями федерального законодательства в сфере социальной поддержки граждан, тем самым сохранив меры социальной поддержки тем ветеранам труда, которые уже были получателями данных мер до вступления в силу Закона Республики Татарстан №100-ЗРТ. Одновременно этим Законом уточнен круг получателей соответствующих мер социальной поддержки с 1 января 2016 года, в частности, к таковым отнесены ветераны труда, пенсия которых назначена в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или которые соответствуют условиям назначения пенсии, предусмотренным указанными федеральными законами по состоянию на 31 декабря 2018 года, величина среднемесячного дохода которых не превышает 20 000 рублей.
Такое правовое регулирование было предпринято республиканским законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты ветеранов труда и направлено, во-первых, на выполнение государством взятых им на себя ранее обязательств по обеспечению мерами социальной поддержки ветеранов труда, а во-вторых, на повышение адресности социальной поддержки граждан и достижение максимального социального эффекта оказания такой поддержки из бюджета Республики Татарстан на основании критерия нуждаемости граждан.
Содержание рассматриваемых норм фактически направлено на сохранение прежних условий предоставления мер социальной поддержки тем ветеранам труда, которые уже были получателями этих мер до 1 января 2016 года. Это само по себе согласуется с конституционно значимыми целями социальной политики государства, для которого предоставление отдельным категориям граждан дополнительных мер социальной поддержки является одной из важнейших задач в области социальной защиты (преамбула и статья 7 Конституции Российской Федерации), а равно с вытекающими из Конституции Российской Федерации принципами справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно в своих решениях указывал, что изменение законодателем субъекта Российской Федерации ранее установленных правил предоставления гражданам мер социальной поддержки должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т. е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 24 мая 2001 года №8-П, от 19 июня 2002 года №11-П, от 23 апреля 2004 года №9-П, от 31 мая 2022 года №22-П и др.; определения от 4 декабря 2003 года №415-О, от 15 февраля 2005 года №17-О, от 1 декабря 2005 года №521-О и др.).
Установленное рассматриваемыми положениями законов Республики Татарстан правовое регулирование предусматривает перечень мер социальной поддержки ветеранов труда и условия их предоставления, само по себе не может оцениваться как ограничение конституционных прав граждан и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку является конституционно легальной дискрецией законодателя Республики Татарстан, адекватной конституционно-правовому механизму реализации принадлежащих законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации прерогативных полномочий в пределах предоставленной ему статусной компетенции, соответствующей его правовому положению, закрепленному в том числе федеральными нормами.
В силу признания предоставления мер социальной поддержки одним из основных направлений государственной социальной политики деятельность государственной власти, в том числе ее законотворческая функция, реализуется в соответствии с конституционно установленными целеполаганиями этой политики, обусловленными ее приоритетом, который обязывает законодателя республики, руководствуясь вытекающим из положений Конституции Республики Татарстан требованием соблюдения конституционно-правового баланса частно-публичных интересов, согласующегося с правовой природой государственности Республики Татарстан, осуществляющей свою политику на конституционных принципах социальной справедливости и юридического равноправия граждан, уважающей и защищающей права и свободы человека и гражданина, являющихся высшей ценностью, устанавливать адекватное данным целеполаганиям правовое регулирование и осуществлять его развитие и совершенствование по вектору гуманистической модернизации.
Учитывая изложенное, Конституционный совет Республики Татарстан приходит к выводу, что правовое регулирование, установленное взаимосвязанными положениями статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и статьи 2 Закона Республики Татарстан от 5 декабря 2015 года №100-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», предусматривающими сохранение мер социальной поддержки ветеранов труда вне зависимости от величины их среднемесячного дохода только для тех граждан, которые были получателями указанных мер до 1 января 2016 года, принято Государственным Советом Республики Татарстан в пределах своих дискреционных полномочий, обусловлено необходимостью обеспечения государством конституционной обязанности в части реализации гарантий социальной защиты определенных категорий граждан с учетом имеющихся у республики на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявительницы, и, следовательно, соответствует Конституции Республики Татарстан.
Установление же причин, по которым заявительница не воспользовалась правом на получение мер социальной поддержки как ветеран труда до вступления в силу Закона Республики Татарстан №100-ЗРТ, связано с проверкой и исследованием фактических обстоятельств, осуществление которых в силу Закона Республики Татарстан «О Конституционном совете Республики Татарстан» не относится к полномочиям Конституционного совета Республики Татарстан. При этом следует отметить, что как процедура присвоения звания «Ветеран труда», так и порядок предоставления мер социальной поддержки носят заявительный характер.
3.2. Что касается обращения заявительницы в части установления величины среднемесячного дохода ветерана труда, определяющей имеет ли он право на получение мер социальной поддержки, с учетом индексации, Конституционный совет Республики Татарстан обращает внимание, что закрепление механизма исчисления размера среднемесячного дохода с учетом индексации в законодательстве Республики Татарстан приведет к расширению круга получателей мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан и повлечет дополнительные расходы из бюджета Республики Татарстан.
Фактически гражданкой Н.М.Яценко ставится вопрос о внесении изменений в условия предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, что является компетенцией законодателя, который вправе, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного суда Российской Федерации, изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан (определение от 22 декабря 2015 года №2999-О).
Таким образом, признание рассматриваемых законодательных норм соответствующими Конституции Республики Татарстан не препятствует Государственному Совету Республики Татарстан в рамках осуществления своих дискреционных полномочий рассмотреть возможность совершенствования правового регулирования обеспечения реализации конституционного права граждан на меры социальной поддержки, в том числе по поставленному в обращении заявительницей вопросу об индексации величины среднемесячного дохода, от размера которого зависит предоставление мер социальной поддержки ветеранов труда.
На основании изложенного и в соответствии с частью 2 статьи 5, со статьей 11 Закона Республики Татарстан «О Конституционном совете Республики Татарстан», статьями 32–35 Регламента Конституционного совета Республики Татарстан Конституционный совет Республики Татарстан
заключил:
- Признать взаимосвязанные положения статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и статьи 2 Закона Республики Татарстан от 5 декабря 2015 года №100-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», предусматривающие сохранение мер социальной поддержки ветеранов труда вне зависимости от величины их среднемесячного дохода только для тех граждан, которые были получателями указанных мер до 1 января 2016 года, соответствующими Конституции Республики Татарстан, поскольку приняты Государственным Советом Республики Татарстан в пределах своих дискреционных полномочий, обусловлены необходимостью обеспечения государством конституционной обязанности в части реализации гарантий социальной защиты определенных категорий граждан с учетом имеющихся у республики на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
- Настоящее заключение опубликовать в газетах «Ватаным Татарстан» и «Республика Татарстан», на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU), а также на официальном сайте Конституционного совета Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Председатель Конституционного совета
Республики Татарстан И.И.ГИЛАЗОВ
Члены Конституционного совета
Республики Татарстан Р.Ф.ГАФАРОВ, Э.М.МУСТАФИНА