Опубликовано: 19.07.2017 22:16
Все попытки парламентариев улучшить Закон «О розничных рынках…», который вступит в полную силу в 2020 году, закончились неудачей, потому что они сводились только к отсрочке вводов в действие его особо проблемных статей вместо полной отмены этого антирыночного закона. Ситуация же в этой сфере ухудшается день ото дня, считают участники выездного заседания совета директоров Союза рынков России, прошедшего в Набережных Челнах.
О том, как выживать традиционной торговле в этих условиях, размышляли руководители самых влиятельных в стране ассоциаций и союзов, которые объединяют торговые предприятия, в том числе рынки и ярмарки Ростовской, Белгородской областей, Краснодарского края, Санкт-Петербурга, Башкирии, Татарстана и других регионов страны.
– Когда мы говорили о том, что по всей России целенаправленно уничтожается мелкорозничная торговля в угоду крупным сетям, нас никто не слушал, – отметил президент Союза торговых предприятий РТ Наиль Сулейманов, открывая заседание на правах хозяина площадки. – Когда мы говорили, что малый бизнес поглощается крупным, нам никто не верил. А теперь стало очевидно, что с приходом только одной торговой сети в средний по размеру российский город там закрывается до трех десятков магазинов и местных производств. И это не только уменьшение доходов местной казны, но и сокращение рабочих мест.
Торговля в России последние тридцать лет – лидирующая отрасль по занятости населения. Здесь трудятся свыше 12 миллионов человек, что составляет более 18 процентов экономически активного населения. А для небольших городов торговля и вовсе один из главных источников существования местного населения. И малый бизнес играет здесь не последнюю роль.
Генеральный директор Союза рынков России, член экспертного совета Комитета Госдумы по аграрным вопросам Сиражудин Нуралиев подчеркнул, что в России удельный вес продукции, реализуемой через оптовые и розничные рынки, с каждым годом сокращается, а монополизм торговых сетей между тем год от года усиливается. В этих условиях обеспечение гарантированного сбыта отечественного продовольствия и формирование справедливой цены на нее представляется невозможным.
Как выяснилось, Законодательным собранием Краснодарского края подготовлен и внесен на рассмотрение в Совет Федерации проект федерального закона «Об оптовых сельскохозяйственных рынках».
– Многие положения проекта этого закона экономически не обоснованы и не учитывают особенности функционирования оптовых рынков в России и за рубежом, – подчеркнул Сиражудин Нуралиев. – В законопроекте неверно определены концептуальные подходы к созданию и функционированию оптовых рынков в субъектах Российской Федерации. Определение оптимального количества оптовых рынков, создаваемых в регионе исходя из объемов продукции, производимой в пределах территории этого региона, является экономически необоснованным.
Наиль СУЛЕЙМАНОВ, президент Союза торговых предприятий РТ: | |
Когда мы говорили, что малый бизнес поглощается крупным, нам никто не верил. А теперь стало очевидно, что с приходом только одной торговой сети в средний по размеру российский город там закрывается до трех десятков магазинов и местных производств. |
Проект этого закона не раз обсуждался в Комитете Госдумы по аграрным вопросам и был отклонен. К сожалению, авторы законопроекта не сделали должных выводов. Зарубежный опыт организации оптовых рынков не использован, и последствия принятия закона для экономики страны не учтены. Кроме того, многие положения законопроекта неудачно перенесены из 271-го закона, который привел к ликвидации розничных рынков и усилению монополии торговых сетей. Сегодня монополизация каналов сбыта продолжает усиливаться, а проблема сбыта – обостряться.
– У нас на юге России продукция отечественных сельхозтоваропроизводителей в основном реализуется через оптовые сельскохозяйственные рынки и оттуда попадает на прилавки магазинов и розничных рынков. Очевидно, что именно этим структурам и нужно создавать все условия для эффективной работы. На деле же происходит обратное, – говорит президент ассоциации «Содружество рынков и ярмарок Ростовской области» Юрий Муковоз. – Значительное количество розничных рынков финансово не в состоянии выполнить все требования Закона «О розничных рынках…» и закрываются, а то и вовсе меняют формат торговли, переходя в разряд торговых центров или сельскохозяйственных ярмарок.
Как отметил председатель Ассоциации польских экспортеров Ричард Новак, много лет возглавлявший самый крупный в Европе оптовый сельхозрынок «Елизувка» и прошедший такого же рода испытания, в первом случае теряются все основные преимущества розничного рынка, привлекательные для потребителя: возможность выбора и относительная дешевизна товара. Во втором случае структура более высокого порядка – розничный рынок переходит в более низкий разряд, которым является сельскохозяйственная ярмарка.
– Именно таким образом осуществляется переход от более цивилизованной формы торговли к стихийной, что прямо противоположно тем задачам, которые ставил перед собой 271-й закон, – поддержал мнение польского коллеги Юрий Муковоз. – И этот факт является еще одним подтверждением несостоятельности и вредности этого закона для экономики России. Те из предпринимателей, которые смогли выполнить его требования, затратили огромные средства на строительство капитальных сооружений, что закономерно привело к увеличению арендной платы и значительному уменьшению количества арендаторов на них. Вторым фактором повышения арендной платы за торговые места стал налог на имущество, исчисленный из кадастровой стоимости сооружений. В результате многие мелкие предприниматели прекратили свою деятельность, пополнив ряды безработных, а на рынках появились сотни пустующих благоустроенных, но невостребованных торговых мест.
Руководитель ассоциации «Содружество рынков и ярмарок Ростовской области» предложил выделенные из федерального бюджета средства на строительство оптовых распределительных центров перенаправить на создание оптовых сельскохозяйственных рынков в регионах. При этом Юрий Муковоз и его коллеги по совету директоров считают необходимым отменить Федеральный закон №271 как имеющий антирыночную направленность и вредный для интересов России.
Очередным тяжелым ударом для рыночного сообщества стал Федеральный закон №54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа». Применение ККТ на розничных рынках и в торговых комплексах приведет к увеличению социальной напряженности в обществе и дополнительной нагрузке на бюджет. Вместо желанных налоговых поступлений в бюджет власти получат новые тысячи безработных – бывших мелких предпринимателей, которым необходимо будет платить пособия по безработице.
В свою очередь Наиль Сулейманов обратил внимание на то, что внедрение указанного закона ведет к разрушению малого бизнеса и уничтожению розничного рынка. «По нашим подсчетам, итоговая сумма расходов предпринимателя на внедрение ККТ составит более 40 тысяч рублей. Это новая касса, ее программное обеспечение и обслуживание, – заметил он. – При этом касса не будет приспособлена под 1С, и необходим буфер между ККТ и 1С, который будет адаптировать и передавать туда данные».
– Большое беспокойство вызывает у нас необходимость обучить персонал работать на новой технике, так как большинство предпринимателей на рынке предпенсионного и пенсионного возраста, и они не готовы работать с новыми технологиями, – делится тревогой председатель совета предпринимателей холдинговой компании «Тулпар» из Набережных Челнов Наиль Шакиров. – Ведь это не просто замена аппарата, а совершенно новая система, пользованию которой должны учить работников с образованием в десять классов. Именно они зачастую идут работать продавцами. Для освоения указанной техники им потребуется обучение либо наем специалистов, что тоже влечет дополнительные финансовые затраты. А штрафы за неприменение или неправильное применение онлайн-кассы суровы: от 10 тысяч до 30 тысяч рублей, что может привести к разрушению малого бизнеса, так как это – значительная финансовая нагрузка на предпринимателей.
В Татарстане, как и в других городах России, доход большинства индивидуальных предпринимателей, занятых в торговле, составляет менее 300 тысяч рублей в год, то есть 25 тысяч в месяц. Если вычесть обязательные налоговые, страховые платежи и добавить сюда расходы на онлайн-кассу, ежемесячный доход сократится до 19 тысяч рублей. А ведь из этих денег предпринимателю нужно платить за аренду, коммунальные, иногда и рекламные услуги.
– Отмечу, что и этот закон был принят без обсуждения с регионами и с профессионалами данной сферы, – говорит Наиль Сулейманов. – Понятно, что фискальным органам хочется владеть информацией о товарообороте. Но это нужно было делать поэтапно. На мой взгляд, обязательное применение систем ККТ с доступом в Интернет должно быть только при реализации предметов роскоши, автомобилей, ювелирных изделий. Передавать онлайн-информацию из деревенского магазина о каждой купленной буханке хлеба нереально. Много сил было потрачено в свое время на то, чтобы вывести из тени «серый» сегмент бизнеса. А сейчас мы просто загоняем его обратно. Государство хочет прозрачного ведения бизнеса – мы все только за! Но не нужно выдавливать при этом последние соки из малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.
Участники заседания отметили, что с высоких трибун декларируется поддержка и малого, и индивидуального предпринимательства, но практика показывает, что облегчают существование лишь крупному бизнесу, в то время как его коллеги «помельче» – на грани исчезновения.
Но, критикуя, участники заседания предлагали и решение проблем. Тот же Союз рынков России при поддержке региональных общественных организаций инициировал не одно обращение в высокие инстанции, стремясь обратить внимание на мнение профессионалов отрасли. При этом генеральный директор союза Сиражудин Нуралиев подчеркнул, что только законодательный путь, принятие умных, учитывающих реалии законов принесет здесь нужный результат. И вот тогда малый бизнес сможет заговорить по-крупному, став реальной опорой для бюджета страны.
![]() |
17.05.2022
От хобби – к бизнесуМастерам народных художественных промыслов предлагают стать социальными предпринимателями По данным Министерства промышленности и торговли России, объём производства народных художественных промыслов в Татарстане за два года увеличился на 200 процентов. Казалось бы, рост весомый. Однако, как выясняется, эта цифра весьма обманчива. ![]() ![]() |
![]() |
17.05.2022
IТ-сфера – драйвер экономикиПриветственное слово Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова к Всемирному дню электросвязи и информационного сообщества. ![]() ![]() |
![]() |
16.05.2022
На третьей строчке российского рейтингаТретье место занял Татарстан в российском рейтинге социально-экономического положения регионов по итогам прошлого года. ![]() ![]() |
![]() |
13.05.2022
Авиастроение на новом этапе развитияОчередное заседание совета директоров ПАО «Туполев» провёл 12 мая Президент Татарстана, председатель совета директоров предприятия Рустам Минниханов. ![]() ![]() |
![]() |
06.05.2022
Предприятие освобождает от «иностранцев»Резидент территории опережающего социально-экономического развития «Нижнекамск» – компания «КамЭнергоМаш» может обеспечить почти любое предприятие аналогами импортных деталей и запчастей. ![]() ![]() |
Интернет в нашей республике стал таким же привычным явлением, как газ, вода и электричество. В прошлом году запущена программа по проведению скоростного интернета на селе. К 346 населённым пунктам, где проживают по 200–300 человек, подвели оптику. Общий охват составил 40–50 тысяч пользователей. В этом году планируется подключить ещё сто тысяч домохозяйств.
Все мнения
Вы подняли исключительно важный вопрос! Эту проблему мало освещают газеты республики. А зря. Сколько людей остаются без мест рабочих, сколько денег уходит неизвестно в чьи бюджеты вместо того, чтобы пополнять бюджет самого Татарстана. А ведь многие сети вообще из-за границы. Об этом не думают
Автор затронул очень больную тему. Мне кажется, малый бизнес уже убили! В далеком 2006-м, когда был принят федеральный закон 271-ФЗ «О розничной торговле…», вряд ли кто-то из нас подозревал, что он обернется гибелью для сотен тысяч предпринимателей и мелких производств.
У нас не было времени думать о регулировании, мы работали, зарабатывали, предоставляли рабочие места другим, платили налоги и, самое главное, — развивались без какой-либо поддержки.
Рынок сбыта был активным, но продвинутые капиталисты из сетевого ритейла, которые стали заходить на российские земли в начале двухтысячных, законодательно пролоббировали своё эксклюзивное продвижение. Отправной точкой расправы с рынками стало закрытие самого крупного — Черкизовского в июне 2009-го года, с остальными расправились чуть позже. Жалкие остатки сельскохозяйственных и универсальных рынков на открытых торговых площадках ждет та же участь. Крупный бизнес умеет расставлять приоритеты, договариваться о зонах влияния им проще — их не так много. Для отстаивания своих общих интересов они умеют консолидироваться, отрабатывать стратегию общей защиты и имеют прямой доступ к лицам, принимающим решения.
У представителей малого бизнеса единой позиции нет, среди нас нет признанных большим сообществом лидера, нет профессиональных лоббистов общих интересов. Случится ли так, что мы когда-нибудь сможем договариваться или ситуация останется нам неподконтрольна, прогнозировать сложно. Пока что я только наблюдаю появление большого количества непрофессионалов и дармоедов, которые пытаются убедить общество, что только они знают, как должен работать и зарабатывать малый бизнес. Именно по этим причинам малый бизнес теряет площадки для сбыта своей продукции.
Помимо отсутствия единого мнения и умения отстаивать свою точку зрения, все существующие на сегодняшний день меры поддержки направлены на инновационный, социальный бизнесы, развитие сельского хозяйства и производства. Ни в одной программе вы не встретите меры поддержки для торгового сектора. Напротив, все закручивания гаек в плане контроля за оборотом денежных средств, направлены на ужесточение положения в торговле.
Возникает логичный вопрос: а как будет развиваться производство или фермерство без торговли и без организации площадок для сбыта собственной продукции?
Формат ярмарок, на мой взгляд, тоже абсолютно бесперспективный. Предпринимателей насильно вернули из временных сооружений в палатки 90-х. Даже единый стиль палаток не спасает от морозов, жары или дождя. На ярмарках соблюсти санитарно-эпидемиологические условия не всегда возможно, контроль и надзор за товарами частенько отсутствует. Потребители жалуются на снижение уровня обслуживания, констатируют высокую стоимость при низком качестве. Хотя, для крупных мегаполисов, в частности для Казани, ярмарки на сегодняшний день — чуть ли не единственный способ развития торговли, разрешенный властями, в связи с проведением жесткой политики зачистки от портящих облик города нестационарных торговых объектов.
Куда же уходит торговля?
В последнее время все эксперты отмечают массовое её перемещение в интернет. Это связано не только с уничтожением привычных рынков и нестационарных объектов, ужесточением контроля за товарооборотом, но и с многочисленными плюсами интернет-торговли. В кризисное время в первую очередь все сокращают расходы, анализируют траты и оптимизируют налоги и неналоговые сборы. Отсутствие арендного платежа значительно снижает нагрузку на бизнес, несмотря на повышение рекламного бюджета и организацию доставки. По прежнему статья аренды и оплата коммунальных платежей является для многих существенной. Огромный плюс и в том, что не имеющий лишнего свободного времени потребитель получит свои покупки в указанное время и место.