В Казани прошло очередное родительское интернет-собрание
Этим летом 358 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) смогу отдохнуть в загородных детских лагерях. Об этом в ходе очередного Республиканского родительского интернет-собрания рассказала заместитель министра образования и науки РТ Лариса Сулима.
Как пояснила Лариса Сулима корреспонденту РТ, дети с ОВЗ – воспитанники коррекционных школ, интернатов и детских домов – будут отдыхать как в обычных, так и в специализированных лагерях, где со слабовидящими, слабослышащими и отстающими в развитии ребятишками будут заниматься специальные педагоги. Специализированных лагерей в республике пять – в Набережных Челнах, Тетюшском, Бугульминском, Муслюмовском и Мензелинском районах. Кроме того, свои лагеря есть у детских домов. За путевками родители могут обращаться в районные отделы образования либо в отдел общего образования Минобрнауки.
Вопрос об отдыхе детей-инвалидов возник в процессе родительского интернет-собрания (которое традиционно проходило на площадке Казанского инновационного университета им.Тимирясова с онлайн-трансляцией в Сети) не случайно, ведь его тема была обозначена как «Внимание! Особенный ребенок». Открывая собрание, министр образования и науки Рафис Бурганов заметил, что педагогов Татарстана сегодня беспокоит и то, что ситуация с детским здоровьем ухудшается, и ряд проблем, связанных с тем, как реализуются права особенных детей на инклюзивное образование.
Большой интерес у участников собрания вызвало выступление логопеда, директора Центра адаптации, реабилитации и ресоциализации Vera, преподавателя КИУ им.Тимирясова Артема Игнатьева, который рассказал о том, что такое дислексия и дисграфия. Эти слова, признался Рафис Бурганов, он и сам слышит впервые. И опрос аудитории, собравшейся в зале Казанского инновационного университета, показал: мало кто пока знает об этих заболеваниях
Многие из этих проблем, подчеркнул министр, идут от незнания и непонимания. Признавшись, что и сам многого еще в этой сфере не знает (министром образования Рафис Бурганов, напомним, был назначен не так давно), он рассказал о том, как был удивлен, увидев в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток», что дети-аутисты занимаются с педагогами по одному человеку в комнате. И услышав от специалистов, что их нельзя собрать всех вместе, поскольку у каждого – своя разновидность болезни. Руководитель отделения реабилитации и коррекции «Ростка» Татьяна Макарова подтвердила, что даже специалисты, занимающиеся проблемой аутизма, пока не могут объяснить всех механизмов этого заболевания. Ясно только одно: если ребенку поставили такой диагноз, родителям нельзя отчаиваться, потому что такие дети часто бывают в каких-то проявлениях даже более талантливыми, чем их ровесники. И специалисты центра могут назвать примеры, когда их воспитанники успешно заканчивали школу и поступали в университет.
– Не нужно тратить силы на поиски причин и сожаления по поводу своей судьбы, надо двигаться вперед вместе с ребенком и искать специалистов, которым вы будете доверять, – посоветовала родителям Татьяна Макарова.
Лариса СУЛИМА, | |
Специализированных лагерей в республике пять – в Набережных Челнах, Тетюшском, Бугульминском, Муслюмовском и Мензелинском районах. Кроме того, свои лагеря есть у детских домов. За путевками родители могут обращаться в районные отделы образования либо в отдел общего образования Минобрнауки. |
Отвечая позже на один из вопросов, которые прислали родители в ходе интернет-трансляции, – в какой школе могут учиться дети с аутизмом – она ответила, что в принципе в любой, но тут многое зависит от степени проявления болезни. Поэтому лучше обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию, где определят, по какой программе ребенку лучше заниматься. Тем более что коррекционные школы у нас даже при наличии инклюзивного образования никто не отменял, и их, заметил Рафис Бурганов, не надо бояться – ведь именно там создаются оптимальные условия индивидуально для каждого ребенка, чего не могут себе часто позволить школы «обычные».
Большой интерес у участников собрания вызвало выступление логопеда, директора Центра адаптации, реабилитации и ресоциализации Vera, преподавателя КИУ им.Тимирясова Артема Игнатьева, который рассказал о том, что такое дислексия и дисграфия. Эти слова, признался Рафис Бурганов, он и сам слышит впервые. И опрос аудитории, собравшейся в зале Казанского инновационного университета, показал: мало кто пока знает об этих заболеваниях. Хотя проявления их наверняка знакомы многим. Это когда при нормальном внешне развитии интеллекта ребенок никак не может освоить навыки чтения и письма.
Увы, констатировал Артем Игнатьев, у нас до сих пор неумение ребенка в начальной школе бегло читать и грамотно писать нередко списывают на его лень и нежелание работать. А за этим могут стоять серьезные проблемы. И если вы замечаете у своего ребенка какие-то проблемы с чтением, пониманием текста, согласованием слов по падежам, если он постоянно делает странные ошибки на письме, – это повод обратиться к врачу. Для начала к логопеду, который даст соответствующее заключение. Если ситуация серьезная, нужно подключать нейропсихологов, дефектологов. Если в раннем возрасте (лет в пять) начать работать с дислексиком, развивать у него память, внимание, мышление, можно избежать фатальных последствий.
Директор Республиканского центра усыновления, опеки и попечительства Диана Хабибуллина рассказала о том, куда можно обратиться желающим усыновить ребенка-инвалида, где у нас действуют школы приемных родителей, а также напомнила, что с 2017 года в Татарстане тем, кто усыновляет ребенка-инвалида, полагается единовременная выплата – 200 тысяч рублей.
В завершение собрания Рафис Бурганов пообещал, что запись всех выступлений будет выложена в Интернет, и все родители, которые не смогли посмотреть трансляцию онлайн, получат возможность услышать прозвучавшие рекомендации специалистов и прислать новые вопросы, на которые педагоги-эксперты обязательно ответят.