«ЮНЕСКО». Понятие, активно эксплуатируемое по многим направлениям нашей жизни, стало эмблемой многогранного формата. Мудрости наций. Интеллектуального сердца мира. Значимость миссии единственного органа ООН, получившего мандат на организацию международного сотрудничества в сферах культуры, образования и науки, в которых лежат стратегические ответы на вызовы XXI века, возрастает в геометрической прогрессии. 3,5 тысячи народов, 200 государств и 7,6 млрд жителей Земли – все они прямо или косвенно находятся под «облучением» энергией этой авторитетной организации. Татарстану выпал жребий быть не просто «энергопотребителем», но одним из «аккумуляторов» подпитки этой энергии.
«МЫСЛЯЩАЯ ГОЛОВА» ПЛАНЕТЫ
ЮНЕСКО. Ставшая привычной аббревиатура. Но что за ней кроется? Кто-то ассоциирует её с вместилищем властителей умов, для кого-то она – обиталище оракулов. Немало и тех, кому кажется, что речь идёт о клубе-приюте мудрецов или конференц-зале, где восседает мировая интеллектуальная каста.
Оставим место и для иных суждений.
ЮНЕСКО являет собой плод мечтаний человеческого рода о вечном мире. Они ведут начало с библейских времён, отражая горячие терзания-искания возможности сохранить и взрастить «личинку шелкопряда» мира.
Перед организацией изначально простирались разные альтернативы – быть политической, просветительской, научно-исследовательской или клубно-досуговой организацией… Не прекращались попытки выдавить её на обочину истории, заставить сойти с широкоформатных культурных рельсов эволюции. Но она множила интеллектуальный вес, обретала миротворческое лицо и авторитет, набирая творительную силу в водовороте идей, концепций, доктрин – расовых, националистических, шовинистических, прогрессивно-демократических. Градус накала этих дебатов, по сути, никогда не спадал. Возможно, по инерции ЮНЕСКО и сегодня пребывает в эпицентре геостратегических схваток между мировыми акулами за кольцо властелинства на планете.
В этом контексте создание ЮНЕСКО может и должно быть оценено как коллективный подвиг, совершённый чередой поколений духоборцев. Поэтому очень жаль, что до сих пор не возведён памятник, увековечивающий этот исторический жертвенный подвиг, как нет и галереи скульптурных портретов в честь «генералов» организации, олицетворяющих образ Прометея.
Биографии ЮНЕСКО уже сто лет – с момента начала деятельности Международного комитета по интеллектуальному сотрудничеству – творения Лиги Наций, ставшего прообразом ЮНЕСКО. 75 лет прошло и со дня принятия устава этой организации. В цифровую эру наверняка можно посчитать количество рождённых ею эпохальных документов – воззваний, обращений, деклараций, программ-ориентиров, обладавших эффектом духоподъёмности, нёсших в себе огромный созидательный заряд, способных переломить ход событий и процессов, преобразовать облик мира. Но арифметика в данном случае вряд ли способна дать ёмкую оценку сотворённого.
И всё-таки… Создание ЮНЕСКО – это «веха на пути объединения человеческих душ». Вот она, та искомая оценка, которая была дана первым генеральным директором Джулианом Хаксли (1946–1948 гг.). К этому можно добавить лишь один нюанс. Величие ЮНЕСКО в том, что она сумела сохранить ген человечности в человечестве, а стало быть, сохранить последний из семи видов семейства homo sapiens – нас. Отрадно отметить, что организация и сегодня остаётся «мыслящей головой человечества» (Перес де Куэльяр).
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПАМЯТНИК МИРОСОФИИ
Декларация о принципах толерантности – одно из фундаментальных интеллектуальных изобретений, философско-космогонических достижений ЮНЕСКО. Всяк и каждый находит в ней искомое: для одного она – молитвенник, для другого – старозаветный артефакт, а кому-то видится сводом утопических идей. На её основе выстраивают программы самой разной направленности политические партии, она выступает настольной книгой духовных пастырей.
«Шар любви, отягощённый враждою» – такую характеристику своему времени дал 2,5 тысячи лет назад Эмпедокл. Ныне над земным шаром витает угроза быть взорванным под напором раскалённых глобальных проблем. Одна из них – демографический вызов-императив, суть которого – в скачкообразном ускорении темпов прироста населения планеты. Так, если к началу XIX века численность населения Земли достигла одного миллиарда, то в начале следующего столетия она составляла три миллиарда, а в первом десятилетии XXI века уже «перевалила» за семь миллиардов! По данным ООН, во второй половине текущего столетия эта цифра возрастёт до десяти миллиардов – предельной нагрузки, за которой возможности планеты «содержать» человечество кончаются. Но дело отнюдь не в статистике, а в ином качестве народонаселения мира. С одной стороны, оно, глобализируясь, обретает общую историческую судьбу, а с другой, раскалывается по многим параметрам – социокультурному, этнокультурному, конфессиональному, цивилизационному, расово-гендерному. Главным дефицитом будущего в этой связи будут не финансы, не природно-сырьевые ресурсы и даже не экологически чистые продукты питания, включая воду, а развитая культура толерантности.
Растущее многообразие современного мира выводит проблему взаимоотношений людей, народов, религий и цивилизаций на новый уровень сложности, требуя иного качества культуры толерантности. Умение находить язык и способ общения, соседствования и сотрудничества, как и овладение наукой и искусством предупреждения, разрешения конфликтов, обретает силу категорического императива. Вот почему толерантность входит в мир гражданской повседневности, в тексты выступлений президентов, политических бонз, церковных иерархов, в активную повестку дня человечества в целом. В ней – наш «якорь спасения».
КАЗАНСКАЯ ГАВАНЬ
Предложенная метафора отношений партнёрства ЮНЕСКО и Татарстана «завоёвана» длительным стажем взаимодействия и взаимообогащения двух субъектов сотрудничества на ниве культуры, образования и науки в масштабах планеты. Истоки общего пути, увенчавшегося превращением Татарстана в модельный вариант партнёрства, восходят к участию Казани в Международном комитете по интеллектуальному сотрудничеству (прообразе ЮНЕСКО). Момент знакомства с международными структурами совпал с ситуацией угара Первой мировой войны, когда шла человекобойня и опробовались технологии истребления людей с применением разных видов вооружения, включая химическое. Роковые последствия войны, пагубность идеологии расизма осенили человечество мыслью о необходимости возвращения интеллекту ключевой роли в системе всеобщих ценностей. Если до этого идея формирования международной организации, способной избавить мир от военных катастроф на основе культа разума, представлялась плодом мечты и утопических представлений мыслителей-гуманистов, то в 1919 году она стала явью. Парижская мирная конференция учредила Лигу Наций.
Вторая мировая война стала зловещим историческим фактом. Но именно в то время родился проект первой в истории эффективной структуры, призванной объединить национально-разрозненные гуманитарные ручейки образования, науки и культуры в единый энергопоток для решения общемировых проблем.
Советский Союз ещё до официального вступления в Лигу Наций в 1934 году принял активное участие в реализации многих её международных гуманитарных и социальных акций. Наша страна стала важнейшим источником интеллектуальной подпитки Лиги Наций, внеся предложения по развитию народного образования, гуманитарной науки в целом и особенно науки исторической.
На фоне разразившегося тогда в стране бума культурной революции и исторической науки был создан исторический факультет при Казанском государственном университете и открыт Татарский институт языка, литературы и истории. Именно они инициировали идею сближения с рождающимися тогда международными организациями. Так прокладывалась борозда содружества между Татарстаном и Международным комитетом по интеллектуальному сотрудничеству.
Знаки ЮНЕСКО на облике Татарстана и татарстанские – на поле ЮНЕСКО активизировались на перестроечном этапе отечественной истории. Копившаяся пассионарная энергетика, присущая в первую очередь молодёжи, пробивалась на международную арену. Открывались шлюзы сотрудничества в сфере образования, науки, культуры, молодёжного движения, туризма. Миростроительством занимались клубы интеллектуальной дружбы, «красные следопыты», художественные творческие группы и писательские организации. Важным шагом наполнения опыта и традиций взаимосвязей Татарстана и ЮНЕСКО стала инициатива Союза писателей нашей республики о включении в календарь этой организации 800-летнего юбилея Кул Гали, автора бессмертной поэмы «Кысса-и Йусуф». В 1986 году в красном календаре ЮНЕСКО высветилась следующая татарстанская отметина – 100-летие Габдуллы Тукая.
Волны реформ 90-х и суверенизации ускорили и обогатили практику взаимодействия по линии «Татарстан – ЮНЕСКО». Отсчёт нового времени открыла международная конференция ЮНЕСКО «Культура молодых городов», проведённая в 1994 году. Наиболее крупными, этапными инициативами явились акции в рамках празднования 1000-летия Казани. Это время интеллектуалы образно определили как «великое переселение ЮНЕСКО в Казань». Под эгидой организации состоялись десятки международных конференций, было заключено коммюнике о сотрудничестве в области образования, науки и культуры между ЮНЕСКО и Республикой Татарстан (2001 г.), возникли кафедры, ассоциации, клубы и школы ЮНЕСКО. Заметным событием стало открытие в Казани первого и единственного Института культуры мира ЮНЕСКО.
В 2000 году для столицы республики настал «звёздный час»: в июне состоялась церемония вручения диплома о включении Казанского Кремля в Реестр памятников, охраняемых ЮНЕСКО. Вскоре Казань удостоилась звания «Город культуры мира», а пять городов республики были награждены золотой медалью ЮНЕСКО «Пальмовая ветвь мира». Флаги ООН развевались над зданиями наших городов – от Буинска до Бавлов. Здесь открывались клубы, ассоциации, школы и кафедры ЮНЕСКО. Посланцы организации изучили и включили в свои отчёты такие уникальные явления, как Сабантуй, татарские жыены (сходы), форумы-концерты татарских гармонистов. Татарстанцы в свою очередь стали «своими» в залах штаб-квартиры ЮНЕСКО.
В чём причины активизации и выхода на новый уровень двустороннего взаимосближения? Дело в том, что на рубеже ХХ–ХХI веков обозначились признаки кризиса ЮНЕСКО. Об этом свидетельствовала не только бюрократизация, но и исчерпание старого формата деятельности – в русле отношений исключительно с правительствами государств-членов. С приходом на пост гендиректора ЮНЕСКО К.Мацууры (1999 г.) начался поворот: стратегический характер обрёл вектор отношений с регионами. Набравший опыт взаимодействия с международными, в том числе с юнесковскими структурами, Татарстан явился первым пробным камнем испытания новой стратегии. Прорывными в этом плане стали официальный визит правительственной делегации во главе с Президентом РТ М.Ш.Шаймиевым в штаб-квартиру организации и подписание протокола о начале договорных форм сотрудничества. Это открыло целую полосу выхода ЮНЕСКО из кризиса и стало историческим моментом интеллектуального взаимообогащения обеих сторон.
В обширном перечне совместных действий особое место занимает выполнение международного проекта «Великий Волжский путь» (2000–2005 гг.). Эти пять лет объединили волго-каспийские города от Казани до Тебриза. ЮНЕСКО впервые успешно реализовала программу такого временного, географического, геополитического масштаба, а Татарстан стал постоянной площадкой обкатки международных пилотных проектов. На плечах Казани ЮНЕСКО, сумев связать Европу с Востоком, превратилась в поистине мировую организацию, а обращение к казанско-восточной философии усилило её в роли «всемирного орудия» (К.Мацуура) утверждения в жизнь общечеловеческих ценностей. С новым качеством сотрудничества был связан выбор столицы республики в качестве места важнейших действ в год 70-летия ЮНЕСКО. Речь о крупнейших акциях – международных конференциях «Толерантность – «оливковая ветвь» человечества на этапе исторического разлома» и «Сбережение человечества как императив устойчивого развития». Казанская Декларация о диалоге народов, культур, религий и цивилизаций, принятая по итогам прошедших форумов, вошла в реестр базовых документов всемирной организации.
На этапе нынешнего разлома истории перед ЮНЕСКО стоит задача сформулировать ответы на вызовы более сложного характера. Человечество нуждается в совместных усилиях и в выходе из ковидно-окрашенного коллапса. Дилемма «быть или не быть?» может быть разрешена только на путях сохранения человечности в человечестве. Такой видится актуальность продолжения содружества-побратимства ЮНЕСКО – Татарстан в контексте предложенной метафоры «Казань – гавань ЮНЕСКО».
В свете юбилейного размышления рождается идея установления памятника ЮНЕСКО именно в Казани. Уверен, что международная конференция под эгидой Комитета всемирного наследия человечества, посвящённая 50-летию ИКОМОС и 75-летию ЮНЕСКО (2022 г.), её поддержит. Есть памятник богу войны Марсу, а памятник Мира, кроме алтаря на Марсовом поле, воздвигнутого в честь античной богини Эйрены, нигде до сих пор не сооружён. Казань – то самое сакральное место, где может возвыситься памятник ЮНЕСКО.
Энгель ТАГИРОВ,
ректор Института культуры мира (ЮНЕСКО),
президент Международной гуманитарной академии
«Европа-Азия», член Комиссии Республики Татарстан
по делам ЮНЕСКО, член президиума РАС ООН,
Посол мира UPF, академик