1

Я возьму кусочек глины…

 

Наталья-Пилюгина

 

Благодаря проекту «Возрождение пестречинской керамики XIX–XX вв. в месте её традиционного бытования» у воспитанников социального приюта «Шатлык» в селе Пестрецы появилась возможность получить навыки работы с глиной. Этот проект – победитель первого конкурса Фонда президентских грантов 2021 года, разработан АНО «Центр керамики и ремёсел «5 стихий» в целях возрождения, сохранения, развития и популяризации ремёсел и народных промыслов во всём многообразии этнических особенностей.

 

ПЕСТРЕЧИНСКИЕ ГОНЧАРЫ

С детьми занимается руководитель проекта, член Союза художников и Палаты ремёсел РТ, мастер народно-художественных промыслов Наталья Пилюгина. Свои занятия она непременно открывает рассказом об истории пестречинской керамики.

– Немногие знают, что гончарным промыслом жители села Пестрецы начали заниматься с первой половины XIX века, – рассказывает Наталья Пилюгина. – Горшечники села изготавливали глиняную посуду, различного рода тарелки, вазы, кувшины, кашпо для цветов. Чтобы поднять заработок, некоторые крестьяне стали изготовлять орнаментированную посуду. Пионеры художественного промысла получили поддержку со стороны преподавателей Казанского художественного училища, которые стали делать рисунки для посуды, а также учить этому делу самих кус­тарей.

В связи с подготовкой научно-промышленной выставки в Казани в 1890 году промыслом заинтересовалось Казанское уездное земство, которое дало средства для постройки усовершенствованных печей для обжига и приобретения гончарного оборудования. Именно здесь в начале ХХ столетия была образована учебно-керамическая мастерская.

 


Наталья Пилюгина создаёт изделия с ручной рос­писью по мотивам цветочно-растительного орнамента татарского народного искусства. На предприятии создаются сервизы, наборы, подсвечники, декоративная скульптура с надглазурной и подглазурной росписью, с применением в декорировании кобальта, перламутра и золота. Продукция семейной мастерской известна по всей России


 

Во главе мастерской стал энтузиаст своего дела инженер-технолог Александр Ильинский, помогала ему жена-художница. Оба они были выпускниками училища Штиглица в Петербурге. Ильинские быстро подняли производство на такую высоту, что художественные изделия пестречинских мастеров в самый короткий срок завоевали заслуженную славу в дореволюционной России. А в 1915 году местные керамические изделия заняли призовое место на выставке в Париже. Так Пестрецы в конце XIX – начале ХХ века стали своеобразным художественным центром с оригинальной изобразительной традицией.

Особую славу пестречинская керамика получила за впервые нанесённый на глину татарский орнамент.

Изделия мастеров хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Национального музея Республики Татарстан, Археологического музея Казанского федерального университета, краеведческого музея села. Но в ХХ веке промысел угас, и попытки его реанимировать не увенчались успехом.

 

ОТ РЕМЕСЛА К ИСКУССТВУ

Наталья Анатольевна уверена, что художник не может творить, создавать новые формы в отрыве от материальной и духовной истории нашего народа. И поставила себе задачу: сделать всё возможное для возрождения и реконструкции традиционной керамической посуды, распространённой ранее в Пестречинском районе.

Не каждому мастеру по керамике по силам воплощение таких планов. Наталье Пилюгиной это удаётся благодаря воспитанию, образованию, природному таланту, трудолюбию. Уже с 16 лет она совмещала учёбу в Казанском техникуме лёгкой промышленности и работу на комбинате надомников художественных промыслов Министерства местной промышленности ТАССР. Именно здесь у Натальи возник интерес к возрож­дению производства традиционной керамической посуды. В 1999 году она открыла собственную мастерскую художественной керамики и авторского фарфора, которая ныне стала семейным предприятием «Яратам Казан».

 

Пестречинская-керамика– Наша семейная мастерская – это место, где из куска глины мастера получают изделия народно-художественного промысла, – поясняет Наталья. – Наша задача – чтобы продукция мастерской была узнаваемой и отличалась не только полезностью и практичностью, но и высоким художественным уровнем.

Наталья Пилюгина создаёт изделия с ручной рос­писью по мотивам цветочно-растительного орнамента татарского народного искусства. На предприятии создаются сервизы, наборы, подсвечники, декоративная скульптура с надглазурной и подглазурной росписью, с применением в декорировании кобальта, перламутра и золота. Продукция семейной мастерской известна по всей России. Особо много заказов поступает из регионов, где компактно проживают татары. Почётными для мастерской являются заказы на сувенирную продукцию от правительственных и государственных учреждений Татарстана.

Её изделия награждены почётным знаком «Отличник качества», вошли в спис­ки «100 лучших товаров России», «Лучшие товары Татарстана». Керамика Натальи Пилюгиной выставлялась во Франции (Париж, Канны), Германии, Португалии, в галереях Лондона и Америки.

 

НЕСКУЧНЫЕ УРОКИ ЛЕПКИ

И всё же главное для этого мастера – не только воссоздание коллекции, но и сохранение и развитие ремесла, передача знаний молодому поколению. В 2020 году Наталья Анатольевна разработала проект «Возрож­дение пестречинской керамики XIX–XX вв. в месте её традиционного бытования», который (единственный в Республике Татарстан по народным промыслам) стал победителем конкурса Фонда президентских грантов 2021 года. Главная цель проекта – социальная поддержка детей, оставшихся в трудной жизненной ситуации, их дальнейшая профориентация, сохранение истории, традиций, создание выставочной коллекции пестречинской керамики по архивным и историческим документам.

– Скульптор Илья Гинцбург так говорил о значении лепки: «В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, что и арифметика в математических науках». Занятия лепкой из глины обладают большим обучающим, развивающим, воспитательным потенциалом благодаря уникальным возможностям обучения детей творить новое, многообразное, неповторимое. Лепка из глины – хороший способ отдыха, смены деятельности и развития мелкой моторики. Глина – весьма податливый, послушный и пластичный материал. Она пробуждает чувство радости, активизируя тактильные ощущения, – обосновывает пользу занятий одна из участниц команды по реализации проекта психолог-методист Наталья Низамиева.

Занятия в социальном приюте для детей и подростков «Шатлык» в селе Пестрецы начались в феврале 2021 года. Первые встречи были посвящены ремёслам, истории пестречинской керамики, технике безопасности и основным приёмам лепки.

 


В 2020 году Наталья Анатольевна разработала проект «Возрож­дение пестречинской керамики XIX–XX вв. в месте её традиционного бытования», который стал победителем конкурса Фонда президентских грантов 2021 года. Главная цель проекта – социальная поддержка детей, оставшихся в трудной жизненной ситуации, их дальнейшая профориентация, сохранение истории, традиций, создание выставочной коллекции пестречинской керамики по архивным и историческим документам


 

Ремеслом занимаются 24 воспитанника приюта разного возраста (от 5 до 15 лет). Если на занятии по знакомству с глиной и её свойствами они лепили любые вещи (танки, чашки, цветы, грибы и прочее), то позже под руководством Натальи Пилюгиной приступили к практическим занятиям по созданию декоративной глиняной тарелки. После консультации мастер и её помощники работают индивидуально с каждым участником, помогая ему и направляя процесс. Радует, что начинающие гончары не копировали предложенный образец, а вносили в декорирование тарелки свои элементы оформления.

Обжиг изделий Наталья Анатольевна делает в своей мастерской (для детей этот процесс пока опасен).

Уже сейчас в приюте собирается мини-выставка глиняных изделий.

Совместно с воспитателями Наталья Пилюгина определяет темы следующих занятий. Одна из них – татарский орнамент: именно он будет использоваться в дальнейшем при декорировании.

Наталья Анатольевна внимательно наблюдает за детьми, определяет, кому работать легче самостоятельно, индивидуально, а кому нужна постоянная помощь наставника. С учётом этого корректируется ход занятий.

Педагоги и воспитатели приюта отмечают, что занятия с глиной помогают бороться со страхами, чувством тревоги и агрессивностью, оказывают психотерапевтическую помощь детям, которые страдают гиперактивностью и замкнутостью, помогают достичь взаимопонимания и умения работать в коллективе.

 

ПЯТАЯ СТИХИЯ

– Летом, когда дети будут на каникулах, у нас появится больше времени для занятий. С мая по июль воспитанники будут демонстрировать свои работы и полученные навыки вместе с художниками на площадке «Туган Авылым», на мероприятиях Пестречинского района и республики, – рассказывает о планах Наталья Пилюгина. – Это только начало большого проекта по сохранению народных промыслов Татарстана. В дальнейшем мы будем курировать и поддерживать своих воспитанников, надеемся, что часть из них увлечётся керамикой и ремёслами, сделает это своей профессией, вернётся в Пестрецы и будет продолжать традиции предков. Кроме воспитанников приюта «Шатлык», по проекту мы занимаемся лепкой с учащимися шестых классов в казанской школе-интернате имени Ласточкиной. Я не жалею ни сил, ни времени на занятия. Именно мастера должны работать с юными татарстанцами, только мастер понимает и «оживляет» глину и может научить этому детей. Наш проект называется «5 стихий», и вот пятая стихия наряду с землёй, водой, огнём и воздухом – это как раз сам мастер.