Многие современные родители мечтают воспитать своего ребёнка настоящим лидером. Считается, что человек, обладающий подобными качествами, построит успешную карьеру и всегда добьётся задуманного. Рождаются лидерами или становятся? Каждый ли должен уметь вести за собой? Об этом рассказала педагог-психолог казанского центра «Сердэш» Екатерина Волянюк.
ВОЖАК – ЭТО КТО?
Это тот, кто объединяет людей для достижения общей цели.
Конечно, лидера без команды не бывает. Настоящему вожаку важно знать, о чём думают идущие вслед за ним. Такой человек учитывает мнение других и открыт к диалогу. Лидерство – большая командная работа, которая предполагает сотрудничество. Неумение слушать и слышать всегда вызывает отторжение.
А ещё лидер умеет вдохновлять и мотивировать. Ведь кто возьмётся за новый проект, если нет интереса? Нужно ясно доносить свои мысли и находить общий язык с любой аудиторией.
«Кроме того, лидеры заботятся о других. Они не используют людей в своих интересах, а наоборот – помогают им стать лучше и продуктивнее. Внимание к ближнему – лучший способ заслужить уважение. А уважение команды – это уже половина успеха и крепкий фундамент для развития вашего начинания», – подчеркнула Екатерина Волянюк.
Лидеры всегда уверены в себе и собственных силах. При этом они не боятся поражений. Неудача для них – прекрасная возможность стать сильнее.
Вожаками становятся, как правило, в раннем дошкольном возрасте. На третьем году жизни ребёнок начинает борьбу за индивидуальность. Он демонстрирует свою независимость, активно сопротивляясь чужому мнению. Некогда послушный малыш вдруг превращается в упрямого бунтаря: становится капризным и несговорчивым, делает всё наоборот – и порой кажется, что он поступает так назло родителям.
Но на самом деле в этот возрастной период формируется его собственное «я». Ребёнок выделяет себя как отдельную личность – в процессе противопоставления себя другим. От того, каким образом малыш выйдет из сложившегося кризиса и зависит его будущая самостоятельность. Здесь важный поворотный момент. Человек учится отстаивать свою позицию, защищать свои права и интересы.
Повзрослевшего ребёнка-лидера можно определить сразу по нескольким признакам. Он часто становится инициатором различных детских шалостей и затей. Легко ладит с окружающими, формирует вокруг себя круг людей, которые прислушиваются к его мыслям и идеям. Отличается самостоятельностью и умеет планировать собственное время.
Родитель должен ответить самому себе на два вопроса: «Почему я хочу, чтобы мой ребёнок был лидером? А желает ли он сам им становиться?» И если дело не в собственных несбывшихся мечтах и нереализованных амбициях, можно приступать к развитию у ребёнка определённых качеств.
| Екатерина ВОЛЯНЮК, педагог-психолог казанского центра «Сердэш»: |
Родитель должен ответить самому себе на два вопроса: «Почему я хочу, чтобы мой ребёнок был лидером? А желает ли он сам им становиться?» И если дело не в собственных несбывшихся мечтах и нереализованных амбициях, можно приступать к развитию у ребёнка определённых личностных качеств. |
КАК РАСКРЫТЬ ПОТЕНЦИАЛ
Воспитанием личностных качеств нужно заниматься не эпизодически, а постоянно.
Главное – дать возможность ребёнку реализовать свой потенциал. Присмотритесь. Малышу нравится собирать конструктор или лепить из пластилина фигурки животных? Необходимо купить ему материал для творчества и обустроить уютный уголок, где ребёнок будет заниматься любимым делом. Можно записать его в кружок или секцию, создайте комфортную среду, в которой малыш вырастет счастливым человеком с адекватной самооценкой.
Желательно предоставлять детям больше независимости: не стоит делать за них то, с чем они в состоянии справиться сами. Между естественной заботой и чрезмерной опекой существует огромная разница. Ребёнок вполне способен решить, что ему надеть на прогулку, как провести вечер воскресенья и какой подарок выбрать для лучшего друга. Именно от поведения родителей зависит, насколько уверенно будет себя чувствовать их чадо без чьей-либо помощи.
Необходимо также чаще общаться, искренне интересоваться делами ребёнка. Надо постараться стать для него примером. Ведь лучший источник вдохновения для ребёнка – его родители. Если каждый день взрослых будет насыщен и полон активности, детям захочется жить так же. Надо поддерживать малыша в его начинаниях и добрых поступках, хвалить за трудолюбие и настойчивость, за то, что сумел справиться со своими трудностями.
А ещё будущему лидеру следует научиться ставить перед собой цели. Они должны быть конкретными и достижимыми. Важно определить промежуточные этапы. Например, сегодня мы покупаем велосипед, до конца лета ты учишься на нём кататься, а в первых числах сентября мы всей семьёй совершим велопробег на дачу.
Если ребёнок проиграл, ругать его не стоит, надо постараться помочь. Пусть он встречает поражение с достоинством и высоко поднятой головой. Необходимо объяснить малышу, что нынешний провал – бесценный опыт, очередная ступень на пути к вершине. И у него обязательно появятся новые шансы добиться успеха. Нужно лишь понять и проанализировать свои ошибки, чтобы в будущем их не повторять.
А ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ХОЧЕТ…
Не всем суждено стать главой молодёжного движения или руководителем крупного промышленного комплекса. И, что особенно важно, не каждый этого хочет. Не стоит навязывать своему ребёнку руководящую роль.
Не надо мучить ни себя, ни его. Робкий и необщительный подросток вполне найдёт себя в рисовании или, например, в создании моделей кораблей. Он не нуждается в последователях и не будет собирать команду единомышленников. Всё, что ему необходимо, – любимое дело, вдохновение и принятие со стороны близких.
Если ваши дети не стремятся быть на виду, просто постарайтесь их понять. Каждый человек вправе выбирать дорогу в жизни самостоятельно. Задача родителя – помочь ребёнку найти и развить его сильные стороны. А вот желание стать лидером должно возникнуть у самого ребёнка, быть осмысленным и осознанным.