Издевательства и травля одних детей другими – с таким уродливым явлением, которое в последние годы называют английским словом «буллинг», сталкивается каждая школа. По данным опросов, половина школьников так или иначе подвергаются агрессии со стороны одноклассников – одних унижают обидными кличками и отказываются с ними общаться, другим портят вещи, кого-то обижают физически, а кого-то травят в соцсетях. Кто виноват в распространении опасного явления и можно ли с ним бороться?
МОБИЛЬНЫЙ «ЗАСТУПНИК»
Кризисный психолог из Москвы, амбассадор проекта «Заступник» Ольга Софьянова выступила на днях в прямом эфире на платформе «ВКонтакте» перед родителями и педагогами Татарстана. «Заступник» – это некоммерческий социальный проект, который развивается сейчас по всей России. Его суть в том, что с помощью одноименного мобильного приложения родители, волонтеры, экстренные службы и профильные специалисты могут оперативно реагировать на критические ситуации, в которые попадают дети и подростки в коллективах.
По словам Софьяновой, пик буллинга среди школьников приходится на 11-13 лет. При этом психолог уверена – виновники этого неприятного явления не дети, а взрослые. Сначала родители, выстраивающие нездоровые отношения с ребенком в семье. Потом учителя, не способные грамотно разрулить ситуацию в детском коллективе и создать в классе здоровую атмосферу.
– Когда мы маленькие, то находимся в вертикальных отношениях: сверху есть доминатная фигура, значимый взрослый – мама, папа. Внизу – ребенок, – пояснила психолог. – В здоровых отношениях снизу вверх идет доверие, а сверху вниз – забота. Когда ребенок достигает 6-7 лет и переходит на следующий этап развития, он начинает не только получать, но и сам оказывать заботу. Если же сценарий развития отношений со взрослыми негативный, ребенок растет в среде насилия, гиперопеки и получает сверху вместо любви и заботы жесткий контроль, то когда он подрастет, он либо станет агрессивным и у него горизонтальные отношения будут развиваться по сценарию конкуренции, где он стремится обязательно быть наверху и доминировать над другими. Либо, наоборот, при формировании горизонтальных отношении ребенок, у которого много страхов, оказывается снизу, в роли жертвы, потому что на бессознательном уровне ищет доминирующую фигуру, которая будет ему воспроизводить программу из детства.
РОДИТЕЛИ ВСЕГДА НА СТОРОНЕ РЕБЕНКА
По мнению психолога, все классические способы решения проблемы буллинга, которые сегодня используют в школах, абсолютно бесполезны и ошибочны.
– Сегодня проблему решают так: вызывают родителей в школу, детей-буллеров водят к завучу, директору, ставят на учет. Это в корне неправильно. Если мы ребенка, который прессует других, начинаем наказывать, ругать и так далее – это не решение вопроса. Ведь в конфликт в данном случае вовлечены не два-три человека, а весь класс, при буллинге травмируются абсолютно все, в том числе пассивные свидетели. Их иногда начинают стыдить за то, что они просто наблюдают за происходящим и ничего не делают, но ведь не у каждого взрослого хватит духа пойти против толпы.
Вторая ошибка, по мнению психолога, когда жертве начинают говорить: будь смелее, сильнее, дай сдачи. Третья ошибка, когда наседают на родителей, чтобы они поговорили со своим ребенком.
– Но родитель не может нести ответственность за то, что происходит в классе, потому что в классе есть учитель. Кроме того, родитель всегда будет на стороне своего ребенка и не сможет смотреть на ситуацию объективно. Поэтому вызывать родителей в школу и с ними что-то решать – неправильный вариант, – считает Ольга Софьянова.
«Я БЕДНАЯ, УСТАВШАЯ, А ВАС МНОГО»
По мнению кризисного психолога, решить проблему школьного буллинга и наладить атмосферу в детском коллективе под силу только учителям.
– Учитель – фигура номер один. Он находится рядом с детьми и как старший наставник отвечает за ситуацию в классе. Педагог – это ведь не только «дважды два четыре». Дети в школе учатся контактировать друг с другом, строить отношения, и взрослый наставник должен им в этом помогать. Если ребенок понимает, что сейчас урок закончится, и его кто-то потащит за угол и будет издеваться, он не может сидеть и спокойно слушать про Евгения Онегина – это невозможно, – уверяет Софьянова. – Если в группе нет грамотного наставника, если учитель не следит за эмоциональным полем внутри группы, не справляется, то первое, что нужно делать – это отправить всех учителей на обучение. Школьные психологи, я считаю, тоже должны проходить обязательное повышение квалификации, обучение.
Конечно, учителя могут на это возразить, что они настолько загружены работой, что у них нет ни времени, ни сил следить за настроением каждого ученика в классе и допытываться до причин конфликтов. Но психолог уверена: педагоги, выбравшие такую работу, должны с ней справляться. Не умеют – нужно учиться или менять работу.
– Что транслируют сегодня большинство учителей? Я бедный, бесконечно уставший, я один, а вас много, меня на всех не хватает и так далее. Это первый собирательный образ учителя. Второй образ – жесткий, доминантный учитель, который может себе позволить сказать ученикам: вы тупые, вы никто, рты свои закройте и так далее. Если учитель доминирующий, то сверху вниз детям опять же транслируется унижение, оскорбление, тотальное давление, насилие, которое порождает насилие, – отметила Ольга Софьянова. – Кстати, мы почему-то очень редко говорим о буллинге учителей по отношению к ученикам, что тоже бывает довольно часто. Но этот буллинг более изощренный: например, учитель может наставить двоек и не давать возможности их исправить, не спрашивать ученика. Это я говорю, исходя из своего опыта.