Выступление председателя Счётной палаты Республики Татарстан Алексея Демидова

В соответствии с требованиями законодательства Счетной палатой подготовлено заключение по результатам экспертизы проекта закона «О бюджете Республики Татарстан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

 

Демидов

 

В соответствии с требованиями законодательства Счетной палатой подготовлено заключение по результатам экспертизы проекта закона «О бюджете Республики Татарстан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Показатели по основным налоговым доходам бюджета на 2020 год сформированы с учетом прогноза социально-экономического развития республики, положений налогового и бюджетного законодательства.

В целях подтверждения обоснованности прогнозных параметров Счетной палатой была запрошена дополнительная информация у Министерства финансов, отдельных администраторов доходов.

В законопроекте соблюдены все ограничения, установленные законодательством в части объема государственного долга и расходов на его обслуживание, предельного размера дефицита, Резервного фонда Правительства.

По безвозмездным поступлениям прогнозный показатель неокончательный.

В проекте федерального бюджета на 2020 год не распределены между субъектами Российской Федерации средства в объеме 51 млрд 450 млн рублей. В 2019 году этот показатель составлял 5 млрд 410 млн рублей.

Более 38 млрд рублей предусмотрено в федеральном бюджете на 2020 год в форме субсидий на реализацию программ формирования современной городской среды. В текущем году республика получила 1 млрд 300 млн рублей.

По средствам Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства ассигнования также будут включаться в течении года на основании решения правления фонда.

 


На федеральном уровне на предстоящий трехлетний цикл заложены ассигнования на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти – ежегодно в объеме 50 млрд рублей. Дотации распределяются в конце года, за текущий год данных пока нет, в 2018 году дотацию получили только 39 (меньше половины) субъектов Российской Федерации. Республика Татарстан находится в числе регионов, получивших наибольшие объемы


 

На следующий год планируется поступление трансфертов из федерального бюджета по новым направлениям. Например, на поддержку одарённых детей (272,7 млн рублей), непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников (70 млн рублей), компенсационные выплаты учителям, прибывшим на работу в сельскую местность (7 млн рублей).

Общий объём трансфертов из Российской Федерации на 2,4 млрд выше по сравнению с показателем, принятым при утверждении бюджета республики на 2019 год.

На федеральном уровне на предстоящий трехлетний цикл заложены ассигнования на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти – ежегодно в объеме 50 млрд рублей. Дотации распределяются в конце года, за текущий год данных пока нет, в 2018 году дотацию получили только 39 (меньше половины) субъектов Российской Федерации. Республика Татарстан находится в числе регионов, получивших наибольшие объемы. 

Согласно законопроекту полностью сохранён комплекс мер социальной поддержки граждан. Обеспечено финансовыми ресурсами решение об увеличении размера выплат семьям в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка. Расходы на эти цели увеличиваются в 11 раз и составят 4 млрд 141 млн рублей.

На строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры в бюджете предстоящего года предусмотрено 26 млрд 300 млн рублей.

Ассигнования на инвестиции и капитальный ремонт распределены по отраслевому принципу, что создает условия для планомерного проведения мероприятий, своевременности исполнения расходов и достижения ожидаемого социального эффекта.

Основной критерий результативности – это ввод в эксплуатацию и востребованность.

Счетная палата на системной основе рассматривает эти вопросы. В каждом муниципальном образовании проверяется функционирование объектов, построенных за счет бюджетных средств – школ, детских садов, клубов, фельдшерско-акушерских пунктов. Особое внимание уделяем использованию оборудования, закупленного для оказания услуг жителям республики. С привлечением контрольно-счетных палат муниципальных образований проводим ежеквартальный мониторинг эффективности использования высокотехнологичного диагностического медицинского оборудования.

Сегодня на всех уровнях власти большое внимание уделяется проблеме незавершенного строительства.

Счетной палатой России завершено аналитическое мероприятие по всем регионам страны. Предложения по его результатам получили поддержку на уровне Правительства России. Впредь при принятии решений о выделении средств из федерального бюджета на софинансирование капитальных вложений планируется учитывать динамику сокращения объёмов незавершенного строительства.

Также планируется законодательно определить понятие объекта незавершённого строительства в тексте Градостроительного кодекса, вести их учёт таких объектов через государственную информационную систему управления, определить  характеристики инвентаризации, оценки стоимости такого имущества, перспектива его использования.

В республике проводится целенаправленная комплексная работа в этом направлении. Кабинетом Министров приняты необходимые постановления – создана правовая база для организации системного учета объектов незавершенного строительства.

На 1 октября текущего года более трех лет находятся в состоянии незавершенного строительства 250 государственных и муниципальных объектов с общим объемом финансовых вложений в размере 6,5 млрд рублей.

Безусловно, на завершение строительства требуются значительные финансовые ресурсы, а в отдельных случаях возможно и изменение профиля объектов с учетом фактических потребностей.

Государственные программы, являющиеся основным инструментом достижения национальных целей развития, составляют 91% в расходах бюджета на 2020 год.

 


Счётная палата неоднократно обращала внимание органов исполнительной власти на необходимость качественной работы на данном направлении. Сегодня мы видим, что абсолютное большинство министров ответственно подходят к этой работе, налажено конструктивное взаимодействие с Правительством. Счётная палата вносит предложения по повышению эффективности расходов при реализации программно-целевого бюджета


 

В проекте закона из тридцати программ, предусмотренных к финансированию в предстоящем году, бюджетные ассигнования и показатели паспортов совпадают по шести.

Законодательно предусмотрен механизм и сроки корректировки показателей финансового обеспечения программ и индикаторов их реализации с учетом утвержденных ассигнований.

После принятия законопроекта с учетом утвержденных ассигнований потребуется внесение изменений в программы.

Счётная палата неоднократно обращала внимание органов исполнительной власти на необходимость качественной работы на данном направлении. Сегодня мы видим, что абсолютное большинство министров ответственно подходят к этой работе, налажено конструктивное взаимодействие с Правительством. Счётная палата вносит предложения по повышению эффективности расходов при реализации программно-целевого бюджета.

Не сомневаюсь, что работа по уточнению госпрограмм на 2020 год будет проведена своевременно.

На федеральном уровне поставлена задача по инвентаризации мероприятий государственных программ Российской Федерации на предмет их вклада в достижение национальных целей. Данная работа имеет сквозной характер – будет затрагивать и региональные госпрограммы. 

Особую значимость это приобретает в условиях реализации национальных проектов, на исполнение которых в бюджете на следующий год предусмотрено более 22,5 млрд рублей.

В общегосударственном масштабе создана матрица управления реализацией национальных проектов. Контрольно-счетные органы интегрированы в комплексную систему мониторинга и конт-роля за ходом их исполнения.

Счетная палата как орган внешнего независимого контроля ориентирована на взаимодействие с органами исполнительной власти республики в целях обеспечения эффективного исполнения мероприятий национальных проектов и достижения стратегических задач. 

В заключении Счетной палаты содержится подробная информация по доходам и расходам, финансовому обеспечению межбюджетных отношений, ассигнованиям на реализацию каждой государственной программы.

Остановлюсь на вопросах финансовой составляющей межбюджетных отношений. Наряду с субвенциями, передаваемыми на реализацию полномочий республики, в законопроекте предусматриваются средства на софинансирование собственных полномочий муниципальных образований в объеме 12 млрд 763 млн рублей или 43% от всего объема трансфертов.

В целях сбалансированности муниципальных бюджетов в 2020 году предусмотрены дотации бюджетам муниципальных образований на выравнивание бюджетной обеспеченности (с учётом передаваемой части налога на доходы физлиц) в объёме более 13 млрд рублей.

По результатам экспертизы проекта закона Счетная палата отмечает:

  1. Представленный на рассмотрение в первом чтении законопроект отвечает требованиям к формированию проекта бюджета и его содержанию.
  2. Предлагаемые законопроектом источники финансирования дефицита по составу соответствуют бюджетному законодательству.
  3. Бюджет республики на 2020 год сбалансирован. Объемы прогнозируемых доходов и поступлений из источников финансирования дефицита в полной мере обеспечивают исполнение запланированных расходов.
  4. Поскольку рассматриваемый законопроект был сформирован до внесения проекта федерального бюджета, по ряду трансфертов предлагается поправками ко второму чтению уточнить наименования и коды бюджетной классификации с учетом принятых на федеральном уровне.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще