Восемь детей погибли и 250 получили ранения в ДТП с участием несовершеннолетних, которые произошли на дорогах республики в этом году. В ГИБДД констатируют, что шесть из восьми погибших были пассажирами транспортных средств, о безопасности которых не позаботились взрослые. «Нужно достучаться до каждого родителя. В большинстве случаев виновниками трагедий оказываются именно они, не сделав всего возможного для сохранения жизни и здоровья ребенка», – отмечает главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по РТ Рустем Гарипов.
МАЛЕНЬКИЕ ПАССАЖИРЫ – В ЗОНЕ РИСКА
За первое полугодие на территории Татарстана зарегистрировано 1807 ДТП, что на 71 больше аналогичного показателя прошлого года. Правда, число погибших в авариях снизилось на 16 и составило 135, а количество получивших травмы осталось неизменным – 2166.
Что касается детей, то за этот период произошло 233 аварии с их участием – на три больше, чем за соответствующий период прошлого года. Отметим, что в последние пять лет в республике наблюдалось снижение числа аварий с детьми (если в 2018 году их было 590, то в 2022-м – 416), однако нынешние показатели не добавляют оптимизма. Восемь детей в авариях погибло, 250 получили травмы. Традиционно большая часть погибших детей – это пассажиры. В этом году их шесть из восьми.
На пресс-конференции, посвященной детскому дорожно-транспортному травматизму, начальник УГИБДД по РТ Рустем Гарипов привел в пример страшную аварию, произошедшую 22 июля в Новошешминском районе. Выезжая на автомобиле «Рено» с второстепенной дороги на автотрассу Казань – Оренбург, женщина-водитель не предоставила преимущество грузовику «Сканиа». В результате столкновения легковушки с фурой двое детей 12 и 14 лет погибли на месте происшествия, еще один 12-летий ребенок попал с тяжелыми травмами в больницу.
В обоих автомобилях были установлены видеорегистраторы и, как явствует из видео, женщина за рулем автомобиля с тремя детьми-пассажирами проигнорировала дорожный знак «Стоп» (движение без остановки запрещено).
Как известно, лобовое столкновение транспортных средств влечет самые страшные последствия для участников аварии. За полгода в Татарстане произошло 62 таких ДТП (на 12 больше, чем за шесть месяцев прошлого года), в которых двое детей погибли и 73 получили ранения.
Так, 8 июля в Заинском районе водитель автомобиля «Фольксваген» при обгоне выехала на встречную полосу и совершила столкновение с автомобилем «Шевроле». В числе пострадавших – трехлетняя пассажирка «Шевроле», которую перевозили без детского автокресла. Девочка была госпитализирована с места аварии с тяжелыми травмами.
«ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО БУДЕТ С РЕБЕНКОМ»
На пресс-конференции показали видеоролик с краш-тестом, демонстрирующим, что происходит с непристегнутым водителем, который совершил столкновение с неподвижным препятствием на скорости 60км/ч. Сначала под воздействием силы в несколько тонн он ударяется грудной клеткой о руль и приборный щиток, потом – головой о лобовое стекло, и через доли секунды он уже мертв.
– Если со взрослым такое происходит, представьте, что будет с ребенком, которого перевозят без удерживающего кресла. Ребенок при такой аварии вылетает, как мягкая игрушка, из салона через лобовое стекло, – предостерег беспечных родителей Рустем Гарипов. – Взрослым при перевозке детей необходимо учитывать физиологические особенности юных пассажиров. Конечно, надо выбирать скоростной режим, избегать неблагоприятных дорожных и погодных условий, не управлять техникой в утомленном состоянии и т.д. Я уже не говорю о детских удерживающих устройствах… Взрослые должны понимать, что детское автокресло нужно не для инспектора ДПС и не для того, чтобы избежать наказания, а для того чтобы ребенок был в безопасности, – напомнил.
К слову, штраф за нарушение правил перевозки детей составляет сегодня 3 000 рублей.
– Но мы рассматриваем вариант, при котором если водитель будет перевозить детей без специального удерживающего кресла, то ему запретят дальнейшее передвижение на автомобиле, – предупредил нарушителей главный инспектор безопасности дорожного движения по РТ
О ВАЖНОСТИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
В ДТП страдают не только дети-пассажиры, но и пешеходы. Например, недавно в Набережных Челнах 12-летнего мальчика сбил на «зебре» внедорожник, которые ехал со скоростью 80 км/ч. Ребенок чудом остался жив. С черепно-мозговой травмой, переломами и разрывом внутренних органов он был доставлен в больницу скорой медицинской помощи, где врачам удалось стабилизировать его состояние.
Как отметила руководитель Центра медицины катастроф Минздрава РТ Марина Воронцова, сейчас в системе здравоохранения Татарстана действуют травмоцентры первого, второго и третьего уровней, куда доставляют пациентов в зависимости от тяжести и сложности полученных травм.
Маршрутизация выстроена таким образом, чтобы в случае аварии ребенку оказали помощь максимально быстро и в полном объеме.
– За первое полугодие этого года в лечебные учреждения Татарстана были доставлены 124 ребенка, которые получили различные травмы при ДТП. Из них 97 процентов поступили в травмоцентры повышенных первого и второго уровней, – сообщила Воронцова.
По ее словам, кроме высокотехнологичной медицинской очень важна и первая помощь, которую окажут ребенку на месте. Вопрос, кто ее сможет оказать. По словам руководителя Центра медицины катастроф, необходимо усилить обучение навыкам оказания первой помощь в рамках школьных уроков ОБЖ, а взрослые могут самостоятельно получить элементарные знания в этой области с помощью соответствующих интернет-ресурсов.
– У нас в школах организованы отряды юных инспекторов движения. Они не только готовятся и участвуют в каких-то конкурсах, соревнованиях, или решают задачи по ПДД, но и учатся оказывать первую доврачебную медицинскую помощь, – добавил Рустем Гарипов. – Я был удивлен, когда увидел, насколько профессионально они это делают, упражняясь на манекенах. Многие взрослые не знают и не умеют того, что может в этом плане школьник – юидовец. Родителям нужно настаивать, чтобы их ребенок в школе вступил в это движение. Полученные там знания пригодятся на всю жизнь.
ОХ УЖ ЭТИ САМОКАТЧИКИ!
Дети и подростки, которые передвигаются по улицам на самокатах, в том числе электрических, доставляют особое беспокойство сотрудникам ГИБДД. С начала года в столице Татарстана произошло 16 ДТП с участием самокатчиков, в которых 17 человек получили травмы различной степени тяжести. А самый страшный случай произошел 30 июня в Нижнекамске, где водитель легковушки совершил на восьмилетнюю девочку, которая, не спешившись, пересекала проезжую часть на самокате, что категорически запрещено правилами. В результате ребенок скончался на месте.
Нередко родители подвергают своих детей опасности, катая их на арендованных самокатах. Есть примеры, когда нерадивые мамаши или папаши падают на этих самокатах вместе с детьми.
– Наша общественность не должна оставаться равнодушной, видя такие факты. Нужно сразу же позвонить в дежурную часть ГИБДД или в полицию и сообщить о таком правонарушении со стороны взрослых, – призвал Гарипов.
В эти дни в Казани проходит оперативно-профилактическое мероприятие «Самокат», целью которого является профилактика и пресечение административных правонарушений при использовании средств индивидуальной мобильности (СИМ).
В заключение начальник УГИБДД по РТ отметил, что август – это время, когда дети постепенно возвращаются с отдыха домой. Последний летний месяц характеризуется увеличением риска попадания детей в ДТП, поскольку за время каникул они успели расслабиться и подзабыть правила безопасности.
– Поэтому родителям необходимо повторить их с детьми, объяснить, как вести себя во дворе, как правильно перейти через дорогу, обратить внимание на ее опасные участки, на то, как важно соблюдать требования сигналов светофора, – напутствовал родителей Рустем Гарипов.