Опубликовано: 25.05.2023 21:57
По итогам 2021 года Татарстан занял пятое место в национальном рейтинге научно-технологического развития (НТР) регионов России. На прошедшем в Академии наук РТ заседании экспертного совета при Комитете Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам обсудили, как можно усилить позиции республики в этом рейтинге.
Открывая заседание, председатель экспертного совета, ректор Казанского института культуры Роза Ахмадиева отметила: перед Татарстаном стоит задача выйти в лидеры национального рейтинга НТР. Пока на первых позициях там – ожидаемо Москва и Санкт-Петербург, а вот третье и четвёртое места заняли Томская область и Башкортостан, и с ними нам вполне по силам побороться.
При этом, рассказал председатель Ассоциации содействия цифровому развитию, директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов, в национальном рейтинге учитывают 33 показателя, и по некоторым из них Татарстан, что называется, впереди планеты всей. Так, первое место в стране республика заняла по уровню инновационной активности предприятий, второе – по удельному весу инновационных товаров, работ и услуг в ВРП и доле исследователей до 29 лет в общей численности исследователей.
– Но есть проблемные зоны, – констатировал Рифкат Минниханов. – У нас низкие удельный вес лиц, имеющих учёную степень, и процент расходов бюджета на инновационную деятельность…
Есть и ещё показатели, по которым мы пока не в лидерах. При этом некоторые из названных спикером сфер отставания другие участники заседания позже объясняли объективными причинами. Например, людей, имеющих учёную степень, у нас в целом много, особенно в вузах, но, по словам заместителя руководителя Татарстанстата Ольги Красновой, речь идёт о том, что в реальном секторе экономики республики также много научных подразделений (НИИ и КБ), вот там как раз кандидатов и докторов наук маловато, что влияет на общую статистику. Есть объяснение и «низкому» проценту бюджетных средств, направляемых на инновации: просто бюджет у нас больше, чем у ряда опередивших нас по этому показателю регионов, так что в абсолютных цифрах мы финансируем инновации достаточно, а вот процент получается не очень…
В Татарстане, рассказал Рифкат Минниханов, принята программа научно-технологического развития до 2030 года. В её основу легли действующие в республике подпрограммы. Но анализ выявил, что некоторые показатели, которые учитываются в национальном рейтинге, в этих подпрограммах не учтены. В связи с этим Рифкат Минниханов предложил депутатам Госсовета обратить на это внимание, когда республиканские подпрограммы будут пересматриваться.
О некоторых проблемных местах республиканской сферы науки и технологий говорил на заседании заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов. В частности, он отметил слабую тематическую согласованность и отсутствие приоритетов тем в исследовательской политике, в ряде направлений существует разрыв между наукой, образованием и промышленностью, а также сохраняется высокая зависимость от импорта технологий в отдельных отраслях.
Чувствуется и кадровый голод. Увы, констатировал заместитель министра, жёсткую конкуренцию за умы республика пока проигрывает, талантливые исследователи предпочитают столичные, а то и вовсе заграничные научные центры.
Тем не менее, по мнению ещё одного участника заседания, заместителя министра промышленности и торговли РТ Родиона Карпова, у республики есть все предпосылки для активизации исследовательской деятельности. Вузы, технопарки, инжиниринговые центры – всё это отличные площадки для того, чтобы усилить свои позиции в национальном рейтинге научно-технологического развития.
Подводя итоги заседания, помощник Раиса Татарстана Альберт Гильмутдинов обратил внимание участников на то, с какой плотностью выстроились результаты в рейтинге. Москва идёт на первом месте немного в отрыве, «серебряный» Петербург отделяет от Башкортостана, занимающего четвёртое место, меньше трёх баллов, а вот Татарстан отстал от Башкортостана уже больше чем на 10 баллов. В общем, констатировал Альберт Гильмутдинов, попасть в тройку рейтинга НТР республике, конечно, по силам, но для этого придётся очень серьёзно поработать.
![]() |
05.06.2023
В предпринимательство с ученичестваУчастники проекта для школьников «Дай пять!» создали более тысячи мобильных приложений, которые помогут улучшить жизнь жителей республики. ![]() ![]() |
![]() |
01.06.2023
Где он, географический дзен?..«Ночь географии» стартует 2 июня в 17 часов в КСК КФУ «УНИКС». Это уже вторая «серия» университетского научно-популярного проекта «Геофест». ![]() ![]() |
![]() |
26.05.2023
Чем помочь учителю?Татарстанские и марийские парламентарии обсудили проблемы образовательной отрасли Как известно, в России 2023-й – это Год педагога и наставника. И сегодня нужно не только обращать дополнительное внимание власти и общества на проблемы учителей, повышать престиж учительской профессии, но и привлекать в педагоги. ![]() ![]() |
![]() |
26.05.2023
Молодым – о научных перспективахС лекцией для студентов, магистрантов и аспирантов технических вузов выступит 30 мая в Казани научный руководитель Национального центра физики и математики (НЦФМ) академик РАН Александр Сергеев. ![]() ![]() |
![]() |
25.05.2023
Новому времени – новых учителейПроблемы педагогического образования сегодня остро стоят во всём мире. ![]() ![]() |
В эту летнюю пору важно мотивировать школьников работать, чтобы воспитать в детях дисциплину. Есть все возможности для тех, кто желает через труд вырастить достойного гражданина. Всё это, разумеется, на добровольной основе. Если ребёнок получит определённые навыки, то они наверняка пригодятся ему, помогут выбрать путь в жизни.
Все мнения