Гостям мундиаля рассказали об искусстве татарской кожаной мозаики
Сколько времени требуется на пошив кожаных женских сапог или сумки с традиционным татарским орнаментом? Где и кому их можно заказать? Сколько стоят такие вещи?
Об этом в воскресенье рассказали журналистам и гостям городского пресс-центра FIFA в столице Татарстана. Все они смогли наблюдать за работой молодой казанской художницы Айгуль Садриевой (на снимке). По приглашению комитета по сувенирной продукции и народным промыслам при Торгово-промышленной палате РТ мастерица рассказала о секретах древнего ремесла и работе семейной студии.
…Перед девушкой разложены готовые изделия – сумки и кошельки с цепочками и узорными медными застежками – и кусочки разноцветной кожи, которые еще предстоит стачать.
Небольшие кожаные изделия с традиционной татарской мозаикой в специализированных магазинах стоят недешево. | |
К примеру, миниатюрный кошелек на цепочке обойдется в 1,8 тысячи рублей, небольшая сумка – в 4,8 тысячи. Цена на сапожки в такой технике начинается от 30 тысяч рублей |
Год назад Айгуль окончила художественное училище им. Фешина, где обучалась декоративно-прикладному искусству, постигая науку народных промыслов. В итоге художественной мозаикой она всерьез занимается уже четыре года.
Сказалось и влияние семьи: отец художницы, бывший университетский преподаватель дизайна, сам всю жизнь занимается пошивом кожаной обуви. Несколько лет назад тем же ремеслом занялась и мать. Сейчас они открыли собственную студию, от заказов нет отбоя.
Кусочки орнамента вырезаются по лекалу, а затем с помощью иголок (их нужно две: одна вышивает, другая тачает) и шила на станке узор собирается воедино. Поначалу, сразу после сборки, кожа неровная – мозаику нужно вымочить и натянуть на деревянную доску мебельными степлерами. На один узор уходит два-три дня, а потом еще сутки кожа сушится в натянутом положении.
«На изготовление небольшой сумки требуется около недели – чтобы ее изящно оформить, вышить главный узор, собрать из отдельных деталей. Это долгая и кропотливая работа», – утверждает Айгуль Садриева.
Нитки девушка также использует специальные – вязальные. Говорит, что много экспериментировала, прежде чем нашла те, шелковые, которые лучше всего подчеркивают орнамент.
«Наверное, здесь могли бы быть нити из конского волоса, ведь они прочнее. Не пробовали?» – интересуется журналист из Санкт-Петербурга.
Айгуль признается, что до конской гривы пока не добралась, но обещает обязательно попробовать этот материал. Ведь древнее искусство уходит корнями во времена Волжской Булгарии, где, как известно, использование конского волоса был крайне популярно в быту.
Шов, которым мастерица тачает, так и называется – казанский, или, по-другому, татарский. Айгуль показывает, как нужно скрутить нитку и намотать на шило, чтобы получилось ровно и красиво.
Форма изделий вполне современна. Сейчас, когда этнические предметы и хэндмейд (сделано вручную) в моде, и пожилые люди, и особенно молодежь не прочь пощеголять с такими сумочками. В семейной мастерской Айгуль в аналогичной технике изготавливают тюбетейки, тапочки, сапоги. Орнаменты обычно берутся из природы – растения, соцветия, птицы.
«Я придумываю то, что мне бы самой нравилось, что я сама бы носила», – утверждает Айгуль.
Спрашиваю у нее: а кормит ли такое увлечение ее семью?
«Это не просто увлечение, но и профессия. Более того, это вся моя жизнь. А о деньгах я не думаю, когда занимаюсь с кожей, всю душу вкладываю в ремесло», – по-детски искренне улыбается Айгуль, работая на деревянном станке.
«А вообще, этого ремесла нигде в мире нет, только в нашем регионе оно сохранилось», – гордо добавляет девушка.
«Изделия вызывают огромный интерес у иностранцев, когда рассказываешь, что это ручная работа, у них глаза сразу загораются», – рассказала художница.
Подтверждением этих слов стало общение с колумбийскими журналистами, с удовольствием раскупившими на память почти все сувениры, с которыми в тот день на презентацию пришла Айгуль Садриева.