Опыт освоения залежей природного битума стал инновационным ресурсом «Татнефти»
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Включение «Татнефти» в мировой рейтинг главных инноваторов в области разведки нефти и газа по числу зарегистрированных патентов привлекло к компании интерес экспертных кругов. Этот феномен провинциальной по мировым меркам компании объясняют тем, что она давно наработала немалый интеллектуальный потенциал, активно осваивая трудноизвлекаемые залежи нефти.
Своим стратегическим проектом в «Татнефти» называют разработку сверхвязкой нефти (СВН, или природного битума). С ее богатейшими ресурсами связывают будущее нефтяной отрасли страны. Но ввиду сложности добычи этим в промышленных масштабах никто не занимался. Здесь требуются иные технологии, и в этом деле татарстанская компания значительно продвинулась вперед, став отраслевым лидером. Освоив все необходимые технологии и оборудование, «Татнефть» по этой тематике зарегистрировала около 200 патентов.
Технологии извлечения СВН «Татнефть» методично отрабатывает уже десять лет. За основу взят тепловой метод. Пробуриваются параллельно две горизонтальные скважины, в одну закачивается пар, из другой откачивается нагретая нефть. Компания получила уникальный опыт и теперь планирует выйти в 2017 году на годовую добычу в 1,6 млн тонн битумной нефти. Для сравнения: всего за десять лет добыто около 1,1 млн тонн.
Наряду с импортозамещением в «Татнефти» постоянно ищут внутренние резервы удешевления проекта. В результате затраты на добычу одной тонны сверхвязкой нефти уже снизились в несколько раз
БУДЕМ САМИ ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГИ
– Если на первом этапе все собирали со всего света, то теперь всей линейкой, начиная с поиска и заканчивая переработкой природного битума, владеет «Татнефть», – говорит ее генеральный директор Наиль Маганов. – Часть уникальных технологий запатентована компанией, часть пока будем хранить в секрете, сами станем оказывать услуги другим.
Компания обходится сейчас без иностранных партнеров, а доля импортного оборудования, задействованного в этом проекте, невелика – около пяти процентов. Сложное оборудование, ранее закупавшееся за рубежом, по заказу «Татнефти» освоили отечественные машиностроители, в том числе татарстанский ЕлАЗ. При этом последний смог удешевить агрегаты для ремонта горизонтальных скважин аж на 150 млн рублей каждый по сравнению с американскими. Выигрыш еще и в многократном сокращении сроков поставок, значительном упрощении и удешевлении ремонта.
Таким образом, получен мультипликативный эффект для экономики страны в виде сложных заказов для российских организаций.
Наряду с импортозамещением в «Татнефти» постоянно ищут внутренние резервы удешевления проекта. В результате затраты на добычу одной тонны сверхвязкой нефти уже снизились в несколько раз. Если первую скважину бурили почти 80 дней, то впоследствии достижимой стала планка в 15 суток. В итоге поначалу рискованные инвестиции «Татнефти» стали оправдывать себя, чему благоприятствовала и государственная поддержка в виде дифференцированного налогообложения.
ПЕРЕРАБОТАТЬ БЕЗ ОСТАТКА
Ввиду особенностей СВН сложна не только ее добыча, но и промысловый сбор, подготовка и транспортировка. В ТатНИПИнефти разработали уникальный комплекс технологий и оборудования для промысловой подготовки сверхвязкой нефти.
Не менее трудоемким делом является переработка битумной нефти. Без предварительного облагораживания и получения так называемой синтетической нефти здесь неприменимы обычные технологии. В порядке эксперимента получены неплохие результаты с выходом бензина, дизтоплива и дорожного битума.
Считается, что чем тяжелее нефть в переработке, тем выше качество дорожного битума по связующим свойствам. А специалисты-дорожники называют СВН Ашальчинского месторождения идеальным сырьем для производства высококачественных дорожных битумов.
К поиску оптимального решения «Татнефть» подключила лучшие научные силы в этой сфере. В итоге был избран вариант, предложенный академическим Институтом нефтехимического синтеза им. А.В.Топчиева. Он предполагает практически безостаточную переработку. Решено построить на площадке НПЗ «ТАНЕКО» опытно-промышленную установку.
Считается, что чем тяжелее нефть в переработке, тем выше качество дорожного битума по связующим свойствам. А специалисты-дорожники называют СВН Ашальчинского месторождения идеальным сырьем для производства высококачественных дорожных битумов
Особое внимание «Татнефтью» уделяется защите окружающей среды и рациональному природопользованию. При разработке СВН проводится экологический мониторинг не только на территории залежей, но и в близлежащих населенных пунктах. В комплексе методов – спутниковые, нивелирные и сейсмологические измерения.
Одним из главных ресурсов при добыче природного битума является вода. Для ее сбережения внедрен производственный кругооборот. Для этого построена уникальная установка подготовки попутно добываемой воды. Очищенная, она используется для производства пара, который снова закачивается в пласт. Схема включает многоуровневую очистку. Поэтому она позволяет получать на выходе воду, которая называется деминерализованной, но фактически является питьевой.
Установка отечественной разработки первая и единственная в России, а применяемая здесь технология уникальна и не имеет аналогов в стране.
Особое внимание «Татнефтью» уделяется защите окружающей среды и рациональному природопользованию. При разработке СВН проводится экологический мониторинг не только на территории залежей, но и в близлежащих населенных пунктах
ТИРАЖИРОВАТЬ ТЕХНОЛОГИИ
– В конечном итоге «Тат-нефтью» разработан собственный комплекс новых высокоэффективных технологий, соответствующих мировому уровню, а по ряду моментов даже превышающих его, – говорит начальник управления по добыче сверхвязкой нефти ПАО «Татнефть» Марат Амерханов. – Этот инновационный потенциал стал важнейшим резервом в неф-тяной отрасли и может с успехом применяться и в других нефтедобывающих регионах страны и мира.
Наработки «Татнефти» на Ашальчинском месторождении СВН привлекли внимание со стороны федеральных ведомств, других компаний. Логичным стало решение создать в Татарстане по соглашению с Минприроды РФ два общероссийских полигона, в том числе под названием «Битум». Разработанные здесь технологии предполагается распространять и в других
нефтяных регионах России.
На правах рекламы