Все грани лингвистики

Эксперты обсудят в Казани проблемы русского языка и литературы

V конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) состоится в начале октября в Казани. Событие отчасти беспрецедентное: заявку на участие подали в два с половиной раза больше специалистов, чем на предыдущий форум.

985

Автор статьи: Лидия ЕРМОЛАЕВА

Фото: ropryal.ru; tatar-inform.ru

Эксперты обсудят в Казани проблемы русского языка и литературы

 

ropryal-23

 

V конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) состоится в начале октября в Казани. Событие отчасти беспрецедентное: заявку на участие подали в два с половиной раза больше специалистов, чем на предыдущий форум. Что так привлекло педагогов в столице Татарстана и чем интересен форум, рассказали на встрече с журналистами организаторы.

 

В следующем году Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы отметит полувековой юбилей со дня основания в Париже. РОПРЯЛ существует в ее составе семнадцатый год и объединяет усилия людей, преподающих русский язык и литературу за рубежом и в России.

– Казань – без сомнения, один из самых красивых городов России. Кроме того, это еще и крупный академический центр, – отметила на недавней пресс-конференции в «Татар-информе» генеральный секретарь МАПРЯЛ Наталья Брунова. – Город являет пример успешного взаимодействия языков и культур, поэтому я думаю, что участники из 77 городов страны в этом убедятся. Делегация из Татарстана с блеском представила Казань, Казанский федеральный университет и возможности республики, так что решение о месте проведения конгресса коллегия приняла единогласно.

По информации начальника управления общего образования Минобрнауки республики Тамары Федоровой, в октябре ожидается приезд 560 делегатов из 50 регионов страны. Она привела немало цифр, подтверждающих результативность политики развития русского языка в республиканских школах и то, что Казань недаром выбрана столицей будущего конгресса.

 


Двести школ республики изучают в настоящее время русский язык по усиленным программам. Более 75 процентов  учебного времени по выбору дети уделяют именно изучению русского языка. Результаты такой политики заметны: с 2009 года средний балл итоговой аттестации по предмету вырос с 54 баллов до нынешних 73. И все же есть к чему стремиться…


 

– Этот форум – отличная площадка для профессионального роста местных педагогов и колоссальный обмен  передовым педагогическим опытом. Нам есть что показать и чем поделиться. В республике работает очень сильная команда учителей русского языка и литературы в школах, – подчеркнула Тамара Федорова.

Научная программа конгресса составлена таким образом, что в ней представлены все направления современной науки о языке, уверяет Наталья Брунова. Актуальные вопросы лингвистики и литературоведения, методика преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях и другие – всего шесть направлений.

Особо острым вопросам организаторы намерены уделить больше внимания. Как анонсировалось на встрече, темы комплексного тестирования для мигрантов, развития читательской культуры и культуры речи среди молодежи (в том числе в Интернете), а также возвращения сочинения в школах как итогового испытания должны развернуть оживленную дискуссию среди специалистов.

 

 Тамара ФЕДОРОВА,
начальник управления общего образования Минобрнауки РТ:

fedorova-23

Этот форум – отличная площадка для профессионального роста местных педагогов и колоссальный обмен  передовым педагогическим опытом. Нам есть что показать и чем поделиться.

Результаты обсуждений вполне может принять во внимание Минобрнауки Татарстана и повлиять на совершенствование государственной итоговой аттестации в школах, заявила на встрече заведующая отделением русской и зарубежной филологии КФУ Резеда Мухаметшина.

 

Основные мероприятия конгресса пройдут на базе КФУ. Некоторые секционные заседания программы будут организованы в школах. В Казани дополнительными площадками объявлены гимназия №7, татарская гимназия №2 им. Марджани и Академический лицей им. Лобачевского.

На вопрос, какая проблема в педагогическом сообществе требует более детального рассмотрения, организаторы в один голос заявили: молодежь мало читает.

– Наверное, это связано и с методиками преподавания литературы, – предположила Резеда Мухаметшина. Она рассказала о новом подходе к составлению программ по литературе в школе.

– Современный ребенок изменился, – рассуждает она. – А книги, домашние задания и тексты остались теми же. Методисты спорят: каким же должен быть новый учебник по литературе, с какими текстами внутри? Одни говорят, что ничего менять не надо. Другие отмечают: нынешние дети – визуалы, они совершенно иначе воспринимают художественные произведения. Мы всегда предлагаем детям тексты, как одежду,  «на вырост». Ребенок еще не знает о супружеской измене, а мы даем ему читать «Анну Каренину». Он еще не думает о преступлениях, но должен читать непростой роман Федора Достоевского об убийстве старушки. Может быть, нужно ввести в программу книги о детях и их проблемах?

В любом случае герой современной книги должен быть ровесником читателя, убеждена профессор.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще