Эксперты обсудят в Казани проблемы русского языка и литературы
V конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) состоится в начале октября в Казани. Событие отчасти беспрецедентное: заявку на участие подали в два с половиной раза больше специалистов, чем на предыдущий форум. Что так привлекло педагогов в столице Татарстана и чем интересен форум, рассказали на встрече с журналистами организаторы.
В следующем году Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы отметит полувековой юбилей со дня основания в Париже. РОПРЯЛ существует в ее составе семнадцатый год и объединяет усилия людей, преподающих русский язык и литературу за рубежом и в России.
– Казань – без сомнения, один из самых красивых городов России. Кроме того, это еще и крупный академический центр, – отметила на недавней пресс-конференции в «Татар-информе» генеральный секретарь МАПРЯЛ Наталья Брунова. – Город являет пример успешного взаимодействия языков и культур, поэтому я думаю, что участники из 77 городов страны в этом убедятся. Делегация из Татарстана с блеском представила Казань, Казанский федеральный университет и возможности республики, так что решение о месте проведения конгресса коллегия приняла единогласно.
По информации начальника управления общего образования Минобрнауки республики Тамары Федоровой, в октябре ожидается приезд 560 делегатов из 50 регионов страны. Она привела немало цифр, подтверждающих результативность политики развития русского языка в республиканских школах и то, что Казань недаром выбрана столицей будущего конгресса.
Двести школ республики изучают в настоящее время русский язык по усиленным программам. Более 75 процентов учебного времени по выбору дети уделяют именно изучению русского языка. Результаты такой политики заметны: с 2009 года средний балл итоговой аттестации по предмету вырос с 54 баллов до нынешних 73. И все же есть к чему стремиться…
– Этот форум – отличная площадка для профессионального роста местных педагогов и колоссальный обмен передовым педагогическим опытом. Нам есть что показать и чем поделиться. В республике работает очень сильная команда учителей русского языка и литературы в школах, – подчеркнула Тамара Федорова.
Научная программа конгресса составлена таким образом, что в ней представлены все направления современной науки о языке, уверяет Наталья Брунова. Актуальные вопросы лингвистики и литературоведения, методика преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях и другие – всего шесть направлений.
Особо острым вопросам организаторы намерены уделить больше внимания. Как анонсировалось на встрече, темы комплексного тестирования для мигрантов, развития читательской культуры и культуры речи среди молодежи (в том числе в Интернете), а также возвращения сочинения в школах как итогового испытания должны развернуть оживленную дискуссию среди специалистов.
Тамара ФЕДОРОВА, начальник управления общего образования Минобрнауки РТ: | |
Этот форум – отличная площадка для профессионального роста местных педагогов и колоссальный обмен передовым педагогическим опытом. Нам есть что показать и чем поделиться. |
Результаты обсуждений вполне может принять во внимание Минобрнауки Татарстана и повлиять на совершенствование государственной итоговой аттестации в школах, заявила на встрече заведующая отделением русской и зарубежной филологии КФУ Резеда Мухаметшина.
Основные мероприятия конгресса пройдут на базе КФУ. Некоторые секционные заседания программы будут организованы в школах. В Казани дополнительными площадками объявлены гимназия №7, татарская гимназия №2 им. Марджани и Академический лицей им. Лобачевского.
На вопрос, какая проблема в педагогическом сообществе требует более детального рассмотрения, организаторы в один голос заявили: молодежь мало читает.
– Наверное, это связано и с методиками преподавания литературы, – предположила Резеда Мухаметшина. Она рассказала о новом подходе к составлению программ по литературе в школе.
– Современный ребенок изменился, – рассуждает она. – А книги, домашние задания и тексты остались теми же. Методисты спорят: каким же должен быть новый учебник по литературе, с какими текстами внутри? Одни говорят, что ничего менять не надо. Другие отмечают: нынешние дети – визуалы, они совершенно иначе воспринимают художественные произведения. Мы всегда предлагаем детям тексты, как одежду, «на вырост». Ребенок еще не знает о супружеской измене, а мы даем ему читать «Анну Каренину». Он еще не думает о преступлениях, но должен читать непростой роман Федора Достоевского об убийстве старушки. Может быть, нужно ввести в программу книги о детях и их проблемах?
В любом случае герой современной книги должен быть ровесником читателя, убеждена профессор.