ЕСЛИ ПЛАЧЕТ, ЭТО ХОРОШО
Потребительская дегустация наиболее популярных у населения сортов сыра — «Голландского» и «Российского» состоялась 9 ноября, во Всемирный День качества, в Госалкогольинспекции РТ. Эксперты — представители молочной промышленности, контрольно-надзорных органов, пищевых лабораторий, торговых сетей, Минпромторга, Минсельхозпрода, Торгово-промышленной палаты РТ, а также журналисты пробовали сыры от разных производителей, оценивая их цвет, вкус, запах, наличие характерных дырочек.
– Голландский — это полутвердый сыр из коровьего молока, относится к сычужным сырам с низкой температурой второго нагревания. ГОСТ на него существует еще с советских времен. Периодически стандарт обновляют, но список ингредиентов все тот же: молоко, закваска, сычужный фермент, соль, пищевые красители, — рассказала перед началом дегустации начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции РТ Розалия Арсланова. — Продукт бывает разной жирности — 45% и 50%. Сыр жирностью 45% выпускают в виде бруска, созревает он не меньше 60 суток. Тот, что пожирнее, имеет шаровидную форму и созревает не менее 75 суток.
По словам Арслановой, на срезе сыра всегда должны хорошо просматриваться дырочки. Они могут быть разной формы – круглые, овальные, с неровными краями, главное, чтобы они были.
– Консистенция — эластичная. Если при нарезке вы заметили, что сыр мягкий и прилипает к ножу, то перед вами залежавшийся или перезревший продукт, отметила специалист. – Если «Голландский» словно «плачет», то есть на срезе видны капельки влаги, это хорошо. Сырные «слезы» говорят о полном созревании и хорошем, богатом вкусе. На упаковке должно быть самое важное слово — «сыр». Если его нет (например, написано просто «Голландский»), скорее всего, производитель постеснялся сказать покупателям, что в упаковке не сыр, а сырный продукт.
По поводу сыра сорта «Российский» специалист объяснила, что на срезе он должен иметь еще больше дырочек, чем «Голландский», по размеру они должны быть мелкими и располагаться друг от друга на расстоянии 2-3 мм, делая поверхность ажурной.
– Цвет – от белого до светло-желтого, вкус с ярко выраженной кислинкой. Что касается состава, в идеальном варианте туда должны входить следующие ингредиенты: молоко коровье пастеризованное нормализованное, мезофильные молочнокислые бактерии (закваска), натуральный сычужный фермент, соль, хлорид кальция (уплотнитель). Различные нитраты, фосфаты, сорбаты снижают затраты на производство, а значит, и цену на готовый продукт. Наличие в составе этих компонентов свидетельствует о низком качестве сыра и нарушениях в технологии его производства, — объяснила Арсланова.
НАЗВАЛСЯ СЫРОМ – ДОКАЖИ!
Напитавшись теоретическими познаниями, мы приступили к дегустации. Она, как обычно, проходила вслепую — образцы подавали под номерами, не позволяющими определить производителя (всего на пробу раздали 9 образцов «Голландского» сыра и 10 «Российского»).
Пробуя один за другим тонко нарезанные кусочки, эксперты в итоге отметили, что им так и не попалось ни одного идеального по вкусовым, внешним и другим данным образца.
То, что уровень качества сыров упал, констатировал и руководитель Госалкогольинспекции РТ Жаудат Ахметханов. По его словам, всего для дегустации было закуплено более 40 образцов «Российского» и «Голландского» сыров, но многие были забракованы еще на стадии лабораторных исследований.
– В частности, выявлены факты подмены молочного жира растительным, случаи занижения жирности, а также недостоверная информация на этикетке и введение потребителя в заблуждение относительно состава продукта. Поскольку не все исследованные образцы выдержали испытания достойно, они не были допущены к дегустации, — объяснил Ахметханов.
СЕАНС РАЗОБЛАЧЕНИЯ
Розалия Арсланова добавила, что законодательство не позволят называть сыром продукт, в котором ценный молочный жир заменен растительным (например, пальмовым маслом).
– Наличие заменителя допускается лишь в сырном продукте, — подчеркнула она. — В таком случае производитель должен честно указывать на упаковке, что это «сырный продукт с заменителем молочного жира». Однако потребителю не всегда сообщают достоверную информацию. Отмечу, что отличить сыр от сырного продукта по вкусу, запаху, внешнему виду не могут даже специалисты, поскольку зачастую из-за добавления в такой продукт усилителей вкуса и ароматизаторов, сырный продукт кажется вкуснее «нормального» сыра. Подмена выявляется только лабораторным путем.
За подтверждением слов Арслановой далеко ходить не пришлось. Как оказалось, для интриги дегустаторам подсунули вместе с «правильными» сырами один сырный продукт. И эксперты опростоволосились: почти всем понравился образец под номером 8, который и оказался сырным продуктом, выдававшим себя за сыр «Голландский».
Как позже выяснится, производителем этого самого продукта под маркой «Вамин» является ООО «Арча». Присутствовавшие на дегустации технолог и менеджер по качеству арского завода буквально спали с лица от такой информации. «Нужно выяснить, как такое могло произойти», — шептались они.
Заместитель генерального директора по производству мамадышского сыродельно-маслодельного завода (ООО «Азбука сыра») Юлия Тарасова встала на защиту коллег:
– Предприятия, как правило, упаковывают свою продукцию кусками в оригинальную упаковку, а арский сыр был куплен для дегустации на вес. Но если сыр неизвестно где расфасован, разве есть гарантия, что это именно продукция ООО «Арча», а не какого-нибудь подпольного заводика? Как правило, нерадивые производители продают фальсификат именно под видом известной торговой марки.
ЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ
По итогам дегустации места в номинации «Голладский» распределились так:
- ТМ «Азбука сыра» (ООО «Азбука сыра», Мамадыш)
- «Кезский сырзавод» (ООО «Милком»,Удмуртия)
- ТМ «ЗМК» (АО «Зеленодольский молкомбинат», г.Зеленодольск)
- ТМ «Сыробогатов» (ООО «Первая Линия», г. Екатеринбург)
- «АМК» (ООО «Альметьевский молкомбинат», г. Альметьевск)
- «Милково» (ООО«Ува-молоко», Удмуртия)
- «Агросила» (ОАО «Агросила-Молоко», г. Набережные Челны)
- «Рогачевъ» (ООО, «Рогачевский МКК», Беларусь)
- «Вамин» (ООО «Арча», г. Арск)
В номинации «Российский» десятка выглядит так:
- «Белебеевский (АО «Белебеевский», Башкортостан)
- «Пестравка» (ООО «Сырпак»,Самарская обл.)
- «ЗМК» (Зеленодольск)
- «Милково» (Удмуртия)
- «Азбука сыра» ( Мамадыш)
- «АМК» (Альметьевск)
- «Агросила» ( Набережные Челны)
- «Кезский сырзавод» (Удмуртия)
- «Вамин» (Арск),
- «Сыробогатов» (Екатеринбург).
ДЕШЕВО И СЕРДИТО
Под занавес дегустации корреспондент «РТ» поинтересовалась у представителей татарстанских молочноперерабатывающих заводов, почему, на их взгляд, падает качество сыров, произведенных в республике.
Производственники ответили, что дело в качестве исходного сырья. Молоко высшего сорта большей частью уходит за пределы Татарстана, а местные производители довольствуются более дешевым и менее качественным сырьем. Да и качество импортных заквасок сейчас часто оставляет желать лучшего.
– Мы не можем себе позволить приобретать высококлассное молоко, ведь тогда цена на наши сыры взлетит до небес, и мы растеряем покупателей, – взялась объяснить ситуацию Юлия Тарасова. — Розничная цена нашего сыра в масс-маркете — коло 600 рублей за килограмм. Если мы будем покупать молоко высшего сорта, представляете, по какой цене нам придется продавать сыр? Давайте подсчитаем: для производства одного килограмма сыра требуется 10 кг молока. Это уже 600 рублей. А ведь еще нужны закваска, затраты на производство, зарплату, логистику, упаковку. Вот и получится, что на выходе сыр будет стоить более тысячи рублей. А «Голландский» и «Российский» сыры – это традиционная продукция масс-маркета. Это сыр для ежедневного питания, а не деликатес, и ждать от него каких-то изысков не стоит. Потребителю важно соотношение цены и качества.