Музей изобразительных искусств Татарстана совместно с Поволжским отделением Российской академии художеств на днях презентовал Казанскую международную триеннале печатной графики «Всадник».
Казанский графический форум проводится в формате выставки-конкурса. Первая из них состоялась в 2011-м, а нынешнюю пришлось ждать три года. Свое название проект получил в честь одноименного объединения художников-графиков, деятельность которого в свое время принесла Казани всероссийскую известность. За свою недолгую историю (1920–1924 гг.) группа «Всадник» оставила гравюрное наследие в несколько сотен листов, которые сегодня являются вожделенными объектами музейного и частного собирательства.
В конкурсной программе Казанской триеннале участвуют 125 художников из 16 стран. Среди них – Аргентина, Беларусь, Индия, Италия, Китай, Мексика, Словения, Турция, а также многие российские регионы, включая мастеров печатной графики Татарстана. Тема экспозиции, как и многих творческих проектов нынешнего года, – семья. В этом контексте печатная графика предстает мощным инструментом для передачи эмоций в рассказе о судьбах, традициях и чувствах представителей разных народов и культур.
Выставка проходит в залах Национальной галереи «Хазинэ» и демонстрирует все многообразие современной печатной графики – от таких традиционных техник, как офорт и линогравюра, до коллаграфии и цифровой гравюры. Несмотря на то, что искусство печатной графики уходит своими корнями глубоко в прошлое, это не значит, что в нем нет пространства для эксперимента. Художники активно придумывают собственные технические приемы, стремясь к большей выразительности своих образов.
«Сейчас в мире графики происходят очень интересные изменения, которые мы отслеживаем благодаря регулярности наших выставок. При этом любопытно, что в России сохраняются академические основы, и это обеспечивает высокий профессионализм и глубокое отношение к содержанию», – отметила куратор проекта, кандидат искусствоведения Ольга Улемнова.
Кроме конкурсной программы, экспозицию дополняет ряд специальных проектов. Среди них, например, персональная выставка молодого индонезийского художника Ризаля Эка Прамана, победителя предыдущей арт-битвы мастеров печатной графики в Казани. В этом же ряду спецпроект казанской лаборатории «Графком» с символическим названием «7Я», в рамках которого представлены произведения семерых казанских художников, каждый из которых раскрывает свое понимание семьи. Проект-инсталляция «Семейные узы — красные линии судеб» московских художниц Натэллы Войскунской и Светланы Ланшаковой посвящен семьям великих русских женщин – Натальи Гончаровой, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.
Казанский графический форум, с одной стороны, отражает общие культурные коды, а с другой – наглядно показывает отличия в мировосприятии художников, которые обусловлены историческими и национальными особенностями.
Выставка работ участников Казанской международной триеннале печатной графики «Всадник» открыта для посещения до 19 января.