1931–1933 годы стали временем превращения Татарстана из аграрной в индустриальную республику. На промышленной карте региона появлялись все новые предприятия. Заводы синтетического каучука, «Пишмаш», фабрика кинопленки, «Машинострой»… Крупные предприятия строились преимущественно в Казани, ведь здесь были и трудовые ресурсы, и развитые транспортные артерии, и энергетические мощности.В эту пору сменился руководитель «Красной Татарии» – вместо Л.Вульфсона редактором был назначен Б.Красный, человек с богатым профессиональным прошлым. При нем газета по-прежнему уделяла большое внимание селу. Здесь к началу 1933 года колхозы объединяли 62 процента всех крестьянских хозяйств и вместе с совхозами занимали 77,2 процента посевных площадей республики. |
дневник
О культурном фронте
В подшивке «Красной Татарии» за 1931 год выделил номер за 11 февраля. Потому, что в заголовках первой страницы мелькнул свежий термин. На фоне призывов развивать соревнование, готовиться к весеннему севу, бороться с разного рода идейными уклонами само слово «культура» выглядело необычно. Правда, полностью заголовок передовицы выглядел так: «Против оппортунистической недооценки культурного фронта».
«Раньше об этой сфере если и упоминали, то мимоходом, – подумал я. – Интересно узнать, чем в ту пору жили клубы, самодеятельные коллективы, театры, концертные организации, музеи и библиотеки?»
Но когда прочитал, что «всеобуч и ликвидация неграмотности должны стать боевой задачей партии в ближайший период», понял, что «культурный фронт» в нашем сегодняшнем понимании не совпадает с тем, что вкладывали в это понятие наши предшественники в начале 30-х.
«Нужно совершенно четко и категорически заявить, что мы не добились удовлетворительного положения ни по всеобучу, ни по ликбезу. И тот и другой вопрос продолжают оставаться на положении вопросов второй очереди, – писала «Красная Татария». – Срывается осуществление важнейшей проблемы новой трудовой школы — проблемы политехнизации. На местах налицо не только оппортунистическая недооценка значения этого мероприятия, но и отчаяннейшая путаница, являющаяся следствием элементарной неграмотности в вопросах политехнизации значительной части учительства.
Борьба за коммунистическое воспитание учащихся, бесспорно, должна быть неразрывной частью общекультурного фронта. Требуется немедленно устранить все наблюдающиеся в деле всеобуча и ликбеза недочеты, перестроить всю работу местных организаций, чтобы вопросы культуры были выдвинуты на первый план».
Настоящее, полнокровное освещение проблем культуры и творчества в газете появилось в те же 30-е годы, но до этого еще надо было дожить.
листая подшивки
Как мы «одевались в железобетон»
Номера нашей газеты за 1932-й, казалось бы, мало чем отличаются от прежних. Та же аграрная тематика, призывы типа: «В дни подготовки к севу усилить наступление на кулака и его агентуру», «Бригада в ответе за подготовку конной тяги к севу».
А вот лозунг: «Сев 1932 года – года бурной индустриализации Татарии – должен быть проведен с честью!» вносит новую ноту. Вскоре «Красная Татария» заговорит об индустриализации республики во весь голос.
6 июля Председатель Президиума ТатЦИК Мигдат Ягудин выступает в газете с небольшой статьей. Вот строки из нее: «Одеваясь в железобетон, Татарстан превращается из аграрного края в передовую индустриально-аграрную республику с многотысячными кадрами национального пролетариата. Достаточно указать, что валовая продукция промышленности ТР в нынешнем году превышает 220.000.000 рублей, а капиталовложения в полтора раза превышают капиталовложения трех предыдущих лет. Строительство гигантов индустрии – «Авиастроя», «Вагонстроя», завода СК и других предприятий открывает новую страницу в истории Татарстана…»
Первой победой в борьбе за «Машинострой» «Красная Татария» назвала пуск в Казани силикатного завода. Случилось это 14 марта, в понедельник, в 22 часа, о чем руководители предприятия телеграфировали властям республики
Слово «Авиастрой», похоже, попало в газету по недосмотру цензоров, потому как в том году и до и после этой даты в «Красной Татарии» упоминался исключительно «машиностороительный комбинат», «Машинострой». Уже 3 марта Татарский обком ВКП (б) утвердил партоганизатора нового строительства. Им стал «тов. Вульфсон», его назначили на ответственную должность, освободив от обязанностей редактора «Красной Татарии». Тогда же была окончательно утверждена площадка нового гиганта индустрии – рядом с Казанью, в районе сел Караваево, Савиново, Борисоглебское.
Само строительство этого объекта, в итоге преобразившего северные предместья Казани, да и часть самого города – отдельная эпопея со своими победами и трагедиями. Здесь лишь скажем, что с первых месяцев масштабной работы стройке не хватало материалов, рабочих рук, транспорта, подъездных путей…
Любопытно, что в ту же пору по решению обкома ВКП (б) и Глававиапрома в Казани был создан Авиационный институт с двумя факультетами – аэродинамическим и самолетостроения. Как сообщала 6 марта «Красная Татария», срочно подыскивается «помещение для развертывания работы втуза». Вот так скромно, почти незаметно рождался знаменитый КАИ имени А.Н.Туполева, ныне КНИТУ. Ему предстояло готовить инженеров для отрасли, в том числе и строящегося в Казани предприятия.
Первой победой в борьбе за «Машинострой» «Красная Татария» назвала пуск в Казани силикатного завода. Случилось это 14 марта, в понедельник, в 22 часа, о чем руководители предприятия телеграфировали властям республики. «16 марта завод пускается на полную нагрузку в три смены», – говорилось в телеграмме. «Пока, сообщала наша газета, завод будет выдавать 60–70 тысяч штук кирпича ежедневно. Но с получением новых сит для мельницы-дробилки ежедневная программа увеличится до 105 тысяч штук».
Любопытно, что в ту же пору по решению обкома ВКП (б) и Глававиапрома в Казани был создан Авиационный институт с двумя факультетами – аэродинамическим и самолетостроения. Как сообщала 6 марта «Красная Татария», срочно подыскивается «помещение для развертывания работы втуза»
В отличие от тружеников «Машиностоя», многие из которых не знали толком, какие же машины здесь станут производить, работники «Вагонстроя», площадка которого развернулась в Больших и Малых Дербышках, были уверены: их завод станет выпускать лучшие в мире пассажирские вагоны для железной дороги. В 1932-м до этого было еще далеко, а пока сюда тянули стальную колею, электропитание, возводили хозяйственные объекты, сооружали жилые бараки. Потом работы на площадке застопорятся, бригады строителей окажутся востребованными на других объектах. Короче, конечного продукта коллектив «Вагонстроя» так и не увидели. Зато кто-то из них, наверное, вернется на эту стройплощадку в 1937 году, когда здесь будет закладываться оптико-механический завод, нынешний КОМЗ.
С «Машиностроем» тоже не все оказалось безоблачным. Хотя к 1934 году много здесь было уже сделано, коллектив стали готовить к организации комплексного самолетного и авиамоторного производства. Затем такое совмещение Москва сочла нецелесообразным. А в апреле 1937-го и вовсе дала распоряжение развивать авиамоторный завод отдельно. Короче говоря, на этой площадке людям тоже пришлось пережить и заморозку финансирования, и «борьбу с вредителями», и остановку работ…
Звезда этого завода взошла уже в войну, когда он на себе вытянул колоссальную программу производства пикирующего бомбардировщика Пе-2.
родом из 1933-го
Вот так, тематической страницей, на которой нашлось место и репортерским впечатлениям, и комментариям специалистов, и даже стихам сотрудника «Красной Татарии» Бруно Зернита, отметила наша газета пуск первой очереди КазГРЭС мощностью 20 МВт. Произошло это 14 января 1933 года в 22 часа 15 минут.
КазГРЭС, или ТЭЦ-1, возводилась по плану ГОЭЛРО и входила в число 518 ударных объектов первой пятилетки. Ее строительство началось в мае 1930 года на южной окраине столицы Татарстана в слободе Жировка.
– К началу индустриализации республики в ее столице уже имелись небольшие энергетические установки, самой заметной была, пожалуй, станция имени III годовщины ТАССР, – рассказывал ветеран татарстанской энергетики Сергей Матвеевич Донской. – Собствненные силовые установки имели и промышленные предприятия, но они были сильно изношены, маломощны. Энергия подавалась потребителям с перебоями. Так что окончательный запуск станции со всеми пятью котлами и двумя турбоагрегатами в 20000 киловатт каждый – это произошло летом 1933 года – дало мощный импульс развитию промышленности Казани и ее окрестностей.
Вся биография ТЭЦ-1 связана с преобразованиями, обновлением. Многое здесь было сделано в послевоенные годы, в пору 80-х. Вот и сейчас здесь идет модернизация, благодаря которой к 2018 году возможности ТЭЦ возрастут.