В Татарстане прошло республиканское совещание педагогов, на котором много говорилось о воспитании молодёжи в духе традиционных ценностей
Сегодня в школах необходимо обратить самое серьёзное внимание на воспитание у учеников чувств патриотизма и гражданственности. Подрастающее поколение нужно растить в духе традиционных для республики и страны духовных и нравственных ценностей. Такое напутствие дал педагогам Президент Татарстана Рустам Минниханов на республиканском совещании работников образования и науки.
ГОРДОСТЬ ЗА ЛУЧШИХ
Как мы уже писали, традиционный августовский большой педсовет прошёл в пятницу в Зеленодольске. Его тема в этом году была обозначена так: «Воспитание и обучение в эпоху цифровизации: сохраняя традиции, создаём будущее».
До начала пленарного заседания глава Татарстана принял участие в акции «Помоги собраться в школу» (см. «РТ» от 20.08.22 г.), а также встретился с лучшими татарстанскими выпускниками 2022 года – теми, кто получил на ЕГЭ 100 баллов по двум экзаменам. Таких в республике четырнадцать человек. На встрече также присутствовали лучшие воспитанники Раифского специального учебно-воспитательного заведения закрытого типа, в том числе выпускник 2020 года Данил Шаталов, который уже успел поучаствовать в Специальной военной операции, а сейчас работает в родном училище воспитателем.
Выступая перед собравшимися, Рустам Минниханов отметил, что республика гордится и своими лучшими учениками, и теми ребятами, которые служат Родине на военном поприще. Он выразил сожаление по поводу того, что многие из стобалльников уезжают из Татарстана учиться в Москву и Петербург, но выразил надежду, что они не забудут свою малую родину и вернутся сюда после учёбы.
Вместе с Президентом участие во встрече принимала заместитель министра просвещения России Татьяна Васильева. Выпускники попросили её поделиться мнением о будущем мире профессий – какие из них могут скоро исчезнуть? На что Татьяна Васильева заметила, что пока ни один из прогнозов о «смерти» каких-либо профессий не сбылся. Технологии меняют мир специальностей, но пока ничего не отменяют, и лучший эффект цифровые новшества дают там, где есть сочетание технологии и грамотного специалиста. Так что в хорошем образовании по-прежнему есть смысл, в каком бы вузе оно ни проходило.
О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ
Кстати, о хороших знаниях. Школьное образование Татарстана в целом, отметил в своём отчётном докладе глава республиканского Минобрнауки Ильсур Хадиуллин, по-прежнему держится на весьма достойном уровне. В этом году результаты ЕГЭ по всем предметам выше среднероссийских, увеличилось число выпускников, получивших восемьдесят и более баллов. По числу победителей и призёров всероссийских школьных олимпиад Татарстан удерживает твёрдое третье место после Москвы и Московской области.
Много внимания уделяется инфраструктуре образования. За последние пять лет у нас построена 41 школа, в этом году планируется сдать ещё одиннадцать (в том числе девять – к 1 сентября). Благодаря строительству и перепрофилированию групп в детских садах 99,5 процента нуждающихся в местах детишек обеспечены дошкольным образованием.
Есть и то, что огорчает министра. Например, в этом году на тринадцать процентов снизилась доля выпускников-медалистов. Причём в некоторых районах треть, а то и больше выпускников не смогли на ЕГЭ подтвердить свою медаль (для этого им надо было сдавать единый госэкзамен не менее чем на семьдесят баллов).
«Коллеги, это говорит об отсутствии равенства между независимой и внутренней оценкой качества подготовки. Такого быть не должно», – обратился к педагогам Ильсур Хадиуллин.
В этом году результаты ЕГЭ по всем предметам выше среднероссийских, увеличилось число выпускников, получивших восемьдесят и более баллов. По числу победителей и призёров всероссийских школьных олимпиад Татарстан удерживает твёрдое третье место после Москвы и Московской области
Напомнив, что текущий год посвящен в Татарстане цифровизации, министр рассказал, что республика вошла в проект по формированию IТ-инфраструктуры образовательных организаций, а это значит, что все наши школы будут оснащены сетями Wi-Fi и видеонаблюдением. Он также напомнил, что для учителей по поручению Президента Татарстана в этом году при поддержке Ак барс банка купили двенадцать тысяч новых ноутбуков и попросил Рустама Минниханова продолжить этот проект. А также попросил продолжить финансирование работ по модернизации портала «Электронное образование РТ». В обновлённом виде портал должен заработать с 1 сентября 2023 года и то, как ждут его обновления сами педагоги, стало позже ясно из выступления преподавателя информатики бугульминской гимназии №7 Натальи Белоусовой. Она отметила множество недостатков в нынешней работе республиканских цифровых образовательных сервисов, а также рассказала, что наши школьники, как показала пандемия, пока ещё не очень готовы работать в системе онлайн-технологий – многие из них даже домашние задания, сидя на карантие, не могли отправить учителю по электронной почте, а просто фотографировали и посылали фото в мессенджер…
Но вернёмся к докладу министра. Конечно, он не обошёл стороной главную тему педсовета – воспитание. «В новом учебном году мы будем работать по обновлённой программе воспитания, в которой акцентируется внимание на необходимости формирования у современного школьника таких ценностей, как Родина, человек, природа, семья, труд», – сказал Ильсур Хадиуллин. Он также напомнил, что главными новшествами наступающего учебного года станут еженедельные церемонии торжественного поднятия российского флага и исполнения государственного гимна, а также уроки «Разговоры о важном», где учителя будут рассказывать детям о текущих событиях. Министр попросил руководителей управлений образования взять на особый контроль подготовку всех этих новшеств.
ЦИФРОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ЕСТЬ НЮАНСЫ…
На педсовете, пожалуй, больше других соответствовало теме форума (воспитание и обучение в эпоху цифровизации) выступление министра по делам молодёжи РТ Тимура Сулейманова. Он напомнил собравшимся, что 1 июня этого года на Всероссийском слёте детских организаций было принято решение о создании нового общероссийского движения детей и молодёжи, наблюдательный совет которого возглавил Президент России Владимир Путин. Союз детских организаций Татарстана стал одним из учредителей этого нового, пока ещё только формирующегося движения.
В то же время в республике, отметил министр, есть большой опыт по организации детей и молодёжи. В Татарстане действуют более 750 детских организаций по самым разным направлениям – тут и экологические объединения, и «Юнармия», и «Сэлэт», и «Созвездие»…
Тимур Сулейманов поделился и своей озабоченностью: ежегодный мониторинг образовательной среды выявил более восьмисот ребят в так называемых группах риска. Больше двух тысяч детей живут в семьях, которые находятся в социально опасном положении. «Отсутствие единых подходов к воспитанию, системы учёта рисков, к сожалению, не позволяет скоординировано и своевременно отвечать на актуальные вызовы. Мы часто не успеваем работать на опережение», – констатировал министр. И вот тут как раз в его докладе возникла цифровая тема. На современных школьников большое влияние оказывают технологии, в частности, интернет. Дети не защищены от виртуального мира, где можно нарваться на реальные опасности и получить как минимум серьёзную психологическую травму. Одной из задач вновь создаваемого движения, по мнению главы Минмолодёжи, должна стать помощь детям и подросткам в том, чтобы научить их правильно ориентироваться в многообразии цифрового мира и не попадаться на его деструктивные уловки.
В свою очередь глава МВД по РТ Артём Хохорин, рассказывая о том, как обстоят дела с правонарушениями среди подростков, высказал претензии к руководству ряда школ и техникумов, которые не идут на контакт с правоохранителями и пытаются «замять» неприятные инциденты с учащимися внутри школы. Министр призвал педагогов «заниматься не только продвинутой и позитивной молодёжью, но уделять больше внимания и трудным подросткам».
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ
Подводя итоги совещания, Рустам Минниханов напомнил: «Одна из главных задач, которая стоит сегодня перед нами, – это формирование подрастающего поколения в традиционных для республики и страны духовных и нравственных ценностях».
Он призвал педагогов максимально опираться в этой работе на классных руководителей и, конечно, родителей, чей потенциал нельзя недооценивать.
Президент также отметил, что быть патриотом своей страны – это в том числе любить и ценить родные язык и культуру. И поручил Минобрнауки совместно с Академией наук РТ и КФУ продолжить работу по созданию учебников нового поколения по языкам народов, населяющих Татарстан.
Рустам Минниханов также поднял важную тему, которая не звучала до этого на совещании: призвал педагогов и руководителей муниципалитетов серьёзнее отнестись к проблемам детей-сирот:
«У нас их около 9,5 тысячи. Из них 8,5 тысячи воспитываются в замещающих семьях. И только тысяча сохранили своё жильё. За этим надо следить, это ненормально».
В то же время есть проблема и в том, что, получая квартиру, бывшие сироты не очень понимают, что коммунальные услуги нужно оплачивать – ведь до этого они никогда и ни за что сами не платили. В итоге в республике за такими владельцами сейчас числится 51 миллион рублей долга по коммуналке. Решением проблемы, по мнению Президента, может стать помощь в трудоустройстве бывших сирот и дальнейшее их патронатное сопровождение со стороны социальных служб.