Воспитательный момент и борьба за умы

В Муслюмове прошел традиционный августовский большой педсовет.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: пресс-служба Президента РТ

В Муслюмове прошел традиционный августовский большой педсовет

 

pedsovet

 

Татарстанские дети должны получать самое лучшее образование, об этом часто говорит глава республики Рустам Минниханов. Но как сделать так, чтобы эти дети в будущем оставались в родном Татарстане? Все ли возможное делают наши школы в сфере воспитания? Что тормозит развитие национального образования? Об этом и многом другом шла речь во вторник в Муслюмове, где прошло традиционное августовское совещание татарстанских работников образования.

 

ВСЕМУ ГОЛОВА

До начала пленарного заседания большого педсовета Рустам Минниханов побывал в некоторых образовательных учреждениях Муслюмова – Центре внешкольной работы, местном филиале Сармановского аграрного колледжа, лицее. Везде недавно прошел капитальный ремонт, так что муслюмовцам было что показать Президенту. В свою очередь тот отметил, что Муслюмово – прекрасный пример того, как обычный сельский район при хорошем руководстве можно сделать образцом для подражания. «Даже Ильсур Раисович чуть ли не решился сюда переехать», – пошутил Президент, кивая в сторону казанского мэра Ильсура Метшина, напомнив последнему, что у него очень много работы в столице.

Но главное, подчеркнул глава республики, – это постоянное внимание руководства района к вопросам образования. «Только благодаря образованию наши дети, а за ними и Татарстан будут конкурентными в любом вопросе», – полагает Президент.

 


В этом году выросли средние баллы наших выпускников на ЕГЭ почти по всем предметам, больше стало стобалльников, меньше – тех, кто не получил аттестат


 

Рустам Минниханов также вручил главам районов ключи от 14 микроавтобусов и 45 автомобилей Lada Largus, пояснив, что талантливым школьникам, чтобы развиваться, необходимо активно передвигаться – ездить на соревнования, олимпиады, учебные мероприятия…

Открывая пленарное заседание совещания, Президент еще раз напомнил, как важно создать в республике эффективную образовательную систему, рассказал, что консолидированный бюджет образовательной отрасли с 2013 года вырос более чем на четверть и составил около 80 миллиардов рублей. «В этом году при формировании бюджета образования учтено повышение заработной платы педагогам системы дополнительного образования (до 95 процентов от средней заработной платы учителей), преподавателям и мастерам производственного обучения в среднем профессиональном образовании (до 95 процентов от средней зарплаты по республике)», – сообщил Рустам Минниханов под одобрительные аплодисменты зала.

 

РАДОСТИ И ОГОРЧЕНИЯ

Свой отчетный доклад на пленарном заседании вице-премьер республиканского Правительства – министр образования и науки Энгель Фаттахов традиционно начал с информации об успехах подведомственной ему отрасли. В этом году выросли средние баллы наших выпускников на ЕГЭ почти по всем предметам, больше стало стобалльников, меньше – тех, кто не получил аттестат. Особенно Энгель Фаттахов подчеркнул, что русский язык юные татарстанцы сдают лучше, чем их сверстники из «русских» регионов страны. Если брать олимпиадное движение, то республика стабильно удерживает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга по числу победителей и призеров.

 

 Рустам МИННИХАНОВ,
Президент РТ:

prez

Только благодаря образованию наши дети, а за ними и Татарстан будут конкурентными в любом вопросе.

Но есть и то, что не радует. Скажем, уровень подготовки в малокомплектных школах. В одном таком учебном заведении в Алексеевском районе был нынче единственный выпускник, и тот умудрился сдать ЕГЭ по математике на 27 баллов. Да, это минимум, необходимый для получения аттестата. Но уж одного-то ученика можно было подготовить и лучше…

«Мы серьезно озабочены качеством преподавания иностранных языков, – констатировал министр. – Ежегодные диагностические тестирования показывают невысокий уровень владения школьниками четвертых, шестых и восьмых классов иностранными языками».

Не решены многие вопросы и в национальном образовании. Здесь пока, по словам министра, не всегда удается найти поддержку у федерального центра. Например, не получается организовать всероссийские проверочные работы на родных языках в четвертом – завершающем классе начальной школы. «Настораживают и проекты федеральных государственных образовательных стандартов в новой редакции, ряд положений которых требуют доработки с учетом национально-региональных особенностей», – отметил Энгель Фаттахов.

Но и в самой республике национальному образованию без поддержки не обойтись. Министр призвал глав районов активнее работать с населением, стимулировать родителей отдавать детей в детские сады с обучением на родном языке. Сегодня, по словам Энгеля Фаттахова, только 54 процента детей-татар охвачены дошкольным образованием на татарском. Да и в школах ситуация не лучше.

«Уважаемые главы районов! Ежегодные отчеты о высоком охвате детей обучением на родном языке при отсутствии реального обучения – самообман, – подчеркнул министр. – Дети из татарских школ, особенно в городах, требуют вашего особого внимания. Мы второй год подряд школьникам даем возможность сдавать экзамены после девятого класса по восьми предметам на татарском языке. Но в таких исконно татарских районах, как Атнинский, Сабинский, Апастовский, Кайбицкий, нынче ни один школьник этой возможностью не воспользовался».

В пример министр привел несколько казанских гимназий, где обучение ведется на татарском языке, а на поступление – очередь. Значит, при желании можно организовать работу, заинтересовать родителей и детей…

 

ИСПОЛЬЗОВАТЬ РОДИТЕЛЕЙ ПРАВИЛЬНО

Тема августовского совещания была обозначена так: «Этнокультурный и воспитательный потенциал системы образования РТ». Соответственно, не обошел Энгель Фаттахов вниманием и тему воспитания.

«Школа перестает быть единственным и становится одним из многих мест, где происходит обучение, – отметил он. – Новая ситуация – это стремительное развитие информационных технологий. В России в 2016 году доля детей в возрасте от 12 до 17 лет, которые ежедневно пользуются Интернетом, превысила 90 процентов. С одной стороны, это новые возможности. С другой – риски, поскольку при недостаточном внимании со стороны семьи и государства это не всегда способствует формированию целостной и гармоничной личности».

 

pedsovet2

 

А значит, школе надо активнее включаться в воспитательные процессы. Министр даже предложил создать в структуре Минобрнауки управление по реализации воспитательной политики, а в вузовских программах подготовки учителей усилить блок организации воспитательной работы. Чтобы прививать детям базовые ценности, нужно работать в первую очередь с родителями. В сентябре министерство начинает родительский всеобуч, будут проходить республиканские родительские собрания по актуальным темам в режиме вебинаров. А то пока, констатировал Энгель Фаттахов, потенциал родительских комитетов школы в основном используют в «ресурсных» целях, организуя через них систему поборов…

Помочь школе в воспитательных вопросах должны новые формы организации детского движения. Так, в Татарстане уже действуют местные ячейки Российского движения школьников и военно-патриотической организации «Юнармия».

 


Министр образования призвал глав районов активнее работать с населением, стимулировать родителей отдавать детей в детские сады с обучением на родном языке


 

Важность воспитательного момента подчеркнул, выступая на педсовете, и Председатель Госсовета республики Фарид Мухаметшин.

«Нужно провести глубокий анализ ситуации с этой работой в школах, – предложил он. – Сколько где детей стоит на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних? Как педагоги, классные руководители работают с родителями? Насколько эффективно действуют родительские комитеты? В прошлом веке воспитанием в школах предметно занимались, нынче мы об этом как-то забыли, надо исправляться».

 

КУДА ПОЙДУТ УЧИТЬСЯ?

Фарид Мухаметшин также отметил, что надо бы лучше проводить среди школьников профориентационную работу.

«Недавно услышал такие данные по России: менее половины всех выпускников вузов работают по полученной специальности, – рассказал он. – Это ведь напрасный труд, неэффективное вложение в человека. Государство не получает отдачи. Думаю, нужно на выходе из школы анализировать, куда стремится выпускник, и, может, поспособствовать тому, чтобы он получил образование, к которому его действительно тянет. Так мы добьемся большей эффективности, целенаправленной подготовки специалистов для республики».

 


В сентябре министерство начинает родительский всеобуч, будут проходить республиканские родительские собрания по актуальным темам в режиме вебинаров


 

Рустама Минниханова, как выяснилось, тоже волнует проблема профориентации молодого поколения. Но немного в другом разрезе.

«У нас из стобалльников только половина поступает учиться в татарстанские вузы. Это обидно. Лучшие, кого мы подготовили в школе, уезжают», – посетовал Президент.

Это не значит, отметил он далее, что у нас плохие вузы. Просто их руководство, профессорско-преподавательский состав с выпускниками не работают, не знают, о чем думают молодые специалисты.

«А мы должны бороться за умы. Почему Силиконовая долина, как пылесос, со всего мира «качает» таланты? А куда вы смотрите, ректоры? – обратился Рустам Минниханов к руководителям вузов. – Вы должны знать ситуацию в школах, лучших нужно привлекать к себе любыми условиями. Мы не можем силой оставлять таких молодых людей в Казани, но их надо заинтересовывать. Подумайте, каковы должны быть наши шаги в этом направлении».

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще