В Госсовете обсудили, как реализуются в республике новшества закона об образовании
В июле этого года были приняты изменения в федеральный закон «Об образовании», предписывающие усилить в образовательном процессе воспитательный компонент. Как педагоги республики планируют заниматься воспитанием школьников и что может помешать этому процессу? Об этом говорили во вторник на заседании Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ.
По закону, объяснила депутатам заместитель министра образования и науки РТ Алсу Асадуллина, у школ, колледжей и вузов есть время до 1 сентября следующего года, чтобы разработать и включить в свои планы рабочие программы воспитания. Но уже с прошлого года 24 школы Татарстана принимают участие в апробации примерной такой программы, разработанной в Российской академии образования. Да и вообще, педагоги республики никогда о своей воспитательной функции не забывали.
Какую же именно работу ведут в школах, дабы юное поколение росло достойно воспитанным? Это, рассказала Алсу Асадуллина, и создание новых тимуровских (плавно переходящих в более понятные современной молодёжи волонтёрские) отрядов, и открытие в школах различных музеев (от героико-патриотических до этнографических), и развитие различных детских организаций (Союз наследников Татарстана, Юнармия, Российское движение школьников)…
Большую роль играет система дополнительного образования – по словам заместителя министра, сегодня разными его формами (а тут и спорт, и творчество, и технические кружки) охвачены 86,5 процента детей от 5 до 18 лет.
Создание собственной психологической службы в каждом районе – одна из важнейших задач для муниципальных руководителей, это стало одним из пунктов постановления, принятого депутатами по итогам заседания
«Но вот есть ли в школе какие-то специальные предметы, которые напрямую были бы связаны с воспитанием? Например, уроки этики?» – обратился к Алсу Асадуллиной с вопросом депутат Госсовета Рамиль Тухватуллин. Заместитель министра пояснила, что сейчас даже популярной некогда этики и психологии семейной жизни в учебных программах нет, а менять программы самопроизвольно школы не могут. Но воспитывать ученика можно на любом уроке, особенно если речь идёт о предметах гуманитарного цикла – истории, родном языке, литературе. Есть много внеурочных занятий, проводятся классные часы на темы, так или иначе имеющие воспитательный характер. «Я сама работала в школе двадцать два года и знаю, что хороший учитель – это всегда и хороший воспитатель, – полагает Алсу Асадуллина. – не надо пытаться всю воспитательную задачу перекладывать на школу – в конце концов, основы характера любого человека формируются в семье».
С семьями, кстати, не всё обстоит гладко. Алсу Асадуллина привела удручающую статистику: за то время, что мы все сидели (а дети ещё и учились) на дистанционке, в 70 (!) раз выросло количество преступлений с участием детей и в отношении детей. Вот тебе и семейные ценности… Неудивительно, что исследования показывают: наша молодёжь часто испытывает страх, тревогу, дети и подростки не чувствуют себя защищёнными даже в семье. Стабильно высокой остаётся статистика суицидов среди школьников: в 2019 году было 13 таких фактов, за 11 месяцев этого года – уже 11.
В общем, работа с семьёй – это ещё одна задача, которую должны решать педагоги в рамках разработки воспитательной стратегии. Эта работа уже ведётся: создан Республиканский совет родителей, в отдельных муниципалитетах действуют советы отцов и даже клубы бабушек. Помогать родителям призваны психологи. Правда, их пока не так много, как хотелось бы.
Создание собственной психологической службы в каждом районе – одна из важнейших задач для муниципальных руководителей, это стало одним из пунктов постановления, принятого депутатами по итогам заседания. Также в постановлении указали на необходимость обеспечить повышение квалификации учителей, ведь новые задачи по воспитанию требуют от них более высокого профессионального подхода. А депутатам всех уровней рекомендовано активно участвовать в работе с несовершеннолетними, особенно с теми, кто оказался в социально опасном положении или просто в трудной жизненной ситуации. Потому что школа школой, а воспитание подрастающего поколения всё же должно быть, думается, приоритетной задачей для общества в целом.