7 декабря 2021

Вокруг «Зулейхи»

Опубликовано: 23.04.2020 15:32

 

зулейха

 

Фильм «Зулейха открывает глаза», премьерный показ которого завершился на канале «Россия-1», возможно, так бы и остался в памяти не более чем добротным сериальным продуктом, если бы не поток крайних суждений и оценок, который обрушился на авторов экранизации романа Гузель Яхиной задолго до финальной восьмой серии.

 

Ещё шли титры после показа первой части, а в социальных сетях уже кипели страсти. Многим не терпелось излить своё разочарование, а некоторые даже зареклись смотреть фильм дальше. Кроме саундтрека – песни «Ай, былбылым» в исполнении Дины Гариповой, комментаторам не нравилось почти всё: то, как показана татарская деревня, сама «картинка», игра актёров. Но в особенности Чулпан Хаматова в роли Зулейхи. Вдруг выяснилось, что-де и на татарку она не похожа и вообще всё делает не так. Досталось на орехи и Гузель Яхиной, но ей и не привыкать быть мишенью для критики тех, кто по непонятным причинам присвоил себе право говорить от имени всего татарского народа.

Через пару дней словесных баталий, выпавших на само­изоляцию, заинтригованы были даже те, кто ни романа не читали, ни фильм смотреть не планировали, а к середине показа «Зулейха» уже била рекорды в телеэфире и набрала свыше 9 млн просмотров на YouTube. Одновременно наблюдался, как говорят вирусологи, экспоненциальный рост активности «кинокритиков». Сначала Чулпан Хаматова пожаловалась на поступающие ей через соцсети оскорбления и угрозы. Затем «Коммунисты России» потребовали запретить показ сериала, усмотрев в нём «пасквиль на советское прошлое».

Но эта реакция как раз самая предсказуемая. К слову, пока шёл сериал, в тех же  социальных сетях можно было почерпнуть массу похожих сюжетов, только более изобретательных и трагичных. Их никто не придумывал, просто обычные люди, потомки тех самых раскулаченных крестьян, рассказывали каждый историю своей семьи.

 


Через пару дней словесных баталий заинтригованы были даже те, кто ни романа не читали, ни фильм смотреть не планировали, а к середине показа «Зулейха» уже била рекорды в телеэфире и набрала свыше 9 млн просмотров на YouTube


 

Тем временем многие известные деятели культуры вступились не столько за саму экранизацию, которая ни на что особо не претендует, сколько за автора романа и исполнительницу главной роли. Хотя обеим абсолютно не в чем себя упрекнуть. Яхина, как бы ни относиться к её творчеству, вписала-таки образ татарской женщины в мировой литературный контекст (роман «Зулейха открывает глаза» переведён на 34 языка). Чулпан же Хаматова была и остаётся актрисой первого ряда. От её Зулейхи невозможно отвести глаз, даже когда она молчит и, может, в особенности когда молчит. Это не про игру, это про личность, одно присутствие которой создаёт мощное силовое поле что в жизни, что на экране. Никакое «перевоплощение» рядом с этим даже не стоит. Похожий магнетизм исходит и от других звёзд сериала – Сергея Маковецкого (Лейбе), Романа Мадянова (Кузнец), Розы Хайруллиной (Упыриха). Лично мне не мешал даже лёгкий привкус дежавю в том, как и что они делают в кадре. Скорее, это добавляло их персонажам архетипической оптики, о которой любой фильм может только мечтать.

К приятным моментам можно отнести и узнавание на экране казанских артистов, занятых преимущественно в небольших эпизодах. Не все из них новички в кино, но своим участием именно в этом проекте они доказали, что их потенциал намного больше и интереснее того, что может им сегодня предложить татарстанский кинематограф.

Наверное, можно найти простые и ясные объяснения и тому, почему не всё в фильме получилось. Но в ситуации, когда от создателей художественного произведения со всех сторон требуют «личных извинений», признаться, делать это совсем не хочется. Ясно только одно: очень и очень многих фильм цепляет за живое, и не всегда эти чувствительные точки лежат в плоскости искусства.

 

image_printРаспечатать

Фото: gazeta.ru
Автор статьи: КРУЧИНА Ольга
Выпуск: №60 (28829)


  1. Шамиль:

    Отличная статья! Лаконично, ёмко, профессиональным языком кинокритика изложена. С мнением автора согласен на все 100.

  2. М.Черкасова:

    Спасибо за вашу рецензию. Жаль только, не упомянули, как прекрасно сыграл главную мужскую роль Евгений Морозов. Для меня он стал открытием этого сериала.

  3. Я не могу назвать это рецензией телесериала. Это рецензия «словесных баталий». В частности, про казанских артистов хотелось бы узнать побольше. Что до меня, то сожалела, что сериал короткий — был бы длиннее, возможно, деревянные бараки из свежих досок выглядели бы достовернее, состарились за 17 лет…

  4. Удивительное стечение обстоятельств: именно накануне юбилея нашей республики мне в руки попала книга Гузель Яхиной “Зулейха открывает глаза”. Спросите, какая связь? Читая исторические хроники, узнала, что до 1936 года наша республика называлась АТССР. И вот в “Зулейхе” читаю; “В середине февраля 1930 года ЦИК и СНК Татарской АССР примут постановление “О ликвидации в Татарии кулачества как класса”… Маленькая, но досадная неточность. В целом же я упиваюсь красотой языка Яхиной, стилем изложения. Вслед за героями передвигаюсь по Казани 30-х годов… Замечательно.

Добавить комментарий

06.12.2021

Эксперты выяснили, где не просят жалобную книгу

Национальная библиотека возглавила рейтинг лучших татарстанских учреждений культуры по качеству оказания услуг в уходящем году.

2070
06.12.2021

Дуэт для часов с боем и музыкальной шкатулки

Механические куклы и музыкальные автоматоны представят в Казани

В центре «Эрмитаж-Казань» со дня на день ждут поистине новогоднюю выставку из коллекции московского частного музея «Собрание». Среди её экспонатов – механические куклы и антикварные редкости XVIII–XX веков.

2060
02.12.2021

Как архитекторы ловили «дух места»

Разрабатывается новый облик театра имени Г.Камала

Как уже сообщалось, в Казани прошёл двухдневный установочный семинар для финалистов международного конкурса на разработку архитектурной концепции нового здания Татарского академического театра им. Г.Камала, старт которому был дан в июле этого года.

8361
01.12.2021

Дом для «Мастеровых»

Новое здание русского драматического театра «Мастеровые» в Набережных Челнах готово наполовину. Открытие состоится в следующем году и станет большим событием в культурной жизни Закамья.

8060
29.11.2021

По «Пушкинской карте» пустят в кино

Татарстан вошёл в пятёрку российских регионов, где наиболее активно используется «Пушкинская карта» при покупке билетов на культурные мероприятия.

9630

Мнение

Марат САДЫКОВ, министр здравоохранения РТ:


В СССР никто не дискутировал по поводу национального календаря вакцинации – была полная дисциплина, поэтому мы забыли про такие заболевания, как чума. Но из­-за демократических веяний к нам вернулась корь. Будет ещё печальнее, если вернётся не менее грозная оспа. Поэтому воп­роса, прививаться ли от коронавируса, для меня не существует.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Дни рождения

    7 декабря

    Роман Рамизович Фатхутдинов (1985), глава администрации Советского района Казани.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров