Водитель с диагнозом

ГИБДД предлагает лишать прав управления транспортом лиц с психическими заболеваниями и последствиями тяжёлых недугов

Не только пьяный, но и больной человек за рулём представляет опасность для других участников дорожного движения.

Автор статьи: Шамиль БАГАУТДИНОВ

Фото: car24.by

ГИБДД предлагает лишать прав управления транспортом лиц с психическими заболеваниями и последствиями тяжёлых недугов

 

 

Не только пьяный, но и больной человек за рулём представляет опасность для других участников дорожного движения. Об этой очевидной, но редко обсуждаемой в обществе проблеме шла речь на сессии «Транспортные системы и безопасность движения», состоявшейся в рамках прошедшего недавно в столице республики Международного форума Kazan Digital Week – 2021.

 

НЕЗДОРОВ И ОПАСЕН

Есть масса примеров, свидетельствующих, насколько опасными могут быть лица с психическими заболеваниями и последствиями тяжёлых недугов, находящиеся за рулём.

Некоторые привёл в своём выступлении заместитель начальника Госавтоинспекции по РТ Александр Разумнов.

Так, в январе 2020 года у села Кырлай на границе Татарстана с Республикой Марий Эл лоб в лоб столкнулись автомобили Renault и Toyota. Смертельная авария произошла из-за того, что у 45-летнего водителя внедорожника Renault случился инфаркт, он потерял управление и вылетел на «встречку». Водитель и два пассажира автомобиля Toyota погибли на месте.

17 июля прошлого года в Нижнекамске произошло ДТП с водителем, страдающим эпилепсией. Из-за внезапного приступа он потерял управление и допустил столкновение с пятью автомобилями. И только по счастливому стечению обстоятельств в этой аварии никто не пострадал.

Ещё одно дорожное происшествие из-за эпилептического припадка водителя произошло 21 мая этого года в Бугульме. 28-летний водитель под воздействием мышечного спазма вдавил ногой в пол акселератор, и его автомобиль KIA Sportage, пролетев перекрёсток, подпрыгнул на бордюре, смёл ограждение, сбил двух пешеходов и врезался в угол жилого дома. Пострадавших доставили в больницу, одному из них ампутировали часть ноги.

 

МВД И МИНЗДРАВ: ДОРОГА К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Александр Разумнов напомнил, что медосвидетельствование водителей проводится один раз в десять лет практики вождения, за это время у водителя могут появиться серьёзные ограничения по здоровью. Сейчас список заболеваний, из-за которых нельзя садиться за руль, приведён в постановлении Правительства РФ №1604. Это различные расстройства психики и поведения, а также болезни нервной системы и зрения. Медработникам необходимо оперативно передавать подобные диагнозы в ГИБДД.

На данный момент в Татарстане аннулировано около двухсот водительских удостоверений по основаниям, указанным в перечне медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Стоит задуматься, скольким участникам дорожного движения эти меры спасли жизнь и здоровье…

Однако пока Минздрав и бюро медико-социальной экспертизы не спешат предоставлять полицейским данные по гражданам с медицинскими противопоказаниями. Об этом сообщил главный государственный инспектор по безопасности дорожного движения Республики Татарстан Ленар Габдурахманов.

«Я бы хотел обратить внимание на проблему взаимодействия Минздрава и МВД. К сожалению, не всегда есть понимание необходимости такого сотрудничества», – сказал он.

Вместе с тем глава Госавтоинспекции указал на необходимость внести дополнения в постановление Правительства РФ №1604.

«По анализу дорожно-транспортных происшествий мы видим, что чаще всего, когда человеку становится плохо за рулём и он теряет контроль над своим транспортным средством, это происходит по причине сердечного приступа или инсульта. Но в постановлении ничего не сказано о таких заболеваниях, как инсульты и инфаркты. Поэтому я выхожу с предложением, в том числе через Госсовет республики, дополнительно включить в этот перечень такие заболевания», – подчеркнул он.

 


На данный момент в Татарстане аннулировано около двухсот водительских удостоверений по основаниям, указанным в перечне медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Стоит задуматься, скольким участникам дорожного движения эти меры спасли жизнь и здоровье…


 

Ленар Габдурахманов привёл ещё один пример. Недавно водителю автомобиля, перевозившего 20 тонн груза, стало плохо во время движения. Он сумел повернуть направо, съехал на обочину и умер прямо в салоне. Страшно представить, что могло бы произойти, если бы этот водитель повернул руль не вправо, а влево и навстречу ему ехал автобус с пассажирами…

Ещё один подобный случай произошёл 30 сентября в селе Пановка Пестречинского района. Пожилой мужчина на автомобиле LADA Granta cъехал с трассы, снёс деревянный забор и врезался в хозпостройку. К счастью, людей рядом не оказалось, в результате никто, кроме самого водителя, не пострадал. Мужчина был трезв, но, по его словам, за рулём он неожиданно плохо себя почувствовал.

Ленар Габдурахманов согласился с тем, что степень инсульта или инфаркта может быть разной, поэтому сами медики должны определить стадию болезни участника дорожного движения.

Инициативу коллеги поддержал глава ГИБДД Москвы Александр Быков, выступавший модератором сессии.

«Мы понимаем, что, как только у органов внутренних дел будет доступ к базе медицинских противопоказаний, фактически эта проблема решится в автоматическом режиме. А в недалёком будущем у нас появится электронное судебное правосудие, когда по формальному признаку органы судебной власти смогут принимать такое решение. Надеюсь, в ближайшее время эта проблема будет решена с Минздравом хотя бы по основным заболеваниям», – высказал мнение начальник московской Госавтоинспекции.

 

НА КОНУ – ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ

Мы обратились за комментариями в отношении этой ситуации в пресс-службу Минздрава Татарстана. Там пояснили, что данный вопрос входит в компетенцию федеральных органов власти, на региональном уровне он не решается. И это понятно, поскольку нужно вносить изменения или дополнения в действующее законодательство страны. Кроме того, здесь есть спорные моменты, которые требуют детальной проработки со стороны компетентных специалистов.

Например, как отметил Александр Быков, зачастую выдача прав людям с заболеваниями повышает возможность их социализации в обществе. И это подтверждают специалисты.

Можно, конечно, вспомнить и о принципах врачебной тайны. Этот момент, несомненно, надо учитывать. Но в то же время на кону здесь угроза жизни и здоровью других участников дорожного движения. Надо искать компромиссные решения и обезопасить людей на дорогах от водителей, непредсказуемых в своих действиях из-за недуга.

Ещё одна немаловажная грань проблемы – вероятность получения водителем увечья, которое может серьёзно повлиять на навыки вождения. На эту тему продолжил диалог Ленар Габдурахманов.

«Если человек получил водительское удостоверение, и, скажем, через два года у него произошла ампутация ноги, руки или фаланг пальцев, это запрещает ему управлять мотоциклом. Но такие лица у нас, к сожалению, из поля зрения выпадают», – сказал он.

Так или иначе, вопросов остаётся ещё много. И чем раньше заинтересованные службы возьмутся за их решение, тем больше будет спасено жизней участников дорожного движения. Это аксиома.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще