Ветер с Востока – в паруса России

Одна из самых известных цитат Мао Цзэдуна завершается словами: «Но ветер с Востока дует сильнее». История подтверждает: сдвиг оси глобального лидерства от Запада к Востоку, предсказанный им, сего­дня реальность.

 

Одна из самых известных цитат духовного кормчего Китая Мао Цзэдуна завершается словами: «Но ветер с Востока дует сильнее». История подтверждает: сдвиг оси глобального лидерства от Запада к Востоку, предсказанный им, сего­дня реальность. Нынешний китайский лидер Си Цзиньпин, развивая мысль «отца нации», добавил: «Мир должен готовиться к штормам и вет­рам, которых не было в последнее столетие».
39-­я историческая встреча руководителей России и Китая в марте этого года в таком кармически­плодотворном обрамлении не могла состояться ни раньше ни позже. Во-­первых, подошедший к крутому обрыву мир нуждался в этом как в библейско-­спасительном акте. Запад, проиграв все земные вариа­ции нового сотворения человеческого духа и плоти, помимо своего желания переложил эту миссию на плечи Востока. Во-­вторых, только через успешное преодоление планки испытания пятисотлетнего соседствования России и Китая наступило озарение, стало возможным переоткрытие ими друг друга.
Будет ли мир теперь спасён? Ответ – за народами.

 

ЗАПАД – ТОНУЩИЙ «ТИТАНИК»

В мировой атмосфере вновь запахло большой войной. Слишком много накопилось «горючего материала», который имеет пугающие параллели с двумя «сиамскими близнецами» – Первой и Второй мировыми войнами.

Трудно постичь умом, как и почему «свихнулся» современный мир. Никто не мог представить себе, что России, вынесшей основную тяжесть Великой Отечественной войны через заклание на жертвенном алтаре более 27 млн человеческих жизней и добывшей Победу над фашизмом, 77 лет спустя придётся вновь воевать за выживание, сохранение своего суверенитета. Тем не менее всё это происходит на наших глазах. Тень такого греха – геополитического и исторического сдвига планеты со своей оси – на совести Запада. В его подоле вновь свит и оживает коричневый кокон фашизма.

Новый крестовый поход, начатый Западом, не может быть оценён лишь как очередной антироссийский приступ даже в контексте обозначенной цели – нанесения стратегического поражения, окончательного решения «русского вопроса». Он направлен против самих основ жизни на Земле. На перевод локомотива истории с широкой полосы движения к прогрессу на узкоколейку, ведущую к обрыву, нарушению алгоритма и нормального хода эволюции человечества.

США и Европа, совершая переброску всех материальных, интеллектуальных, технологических, культурных ресурсов на удовлетворение нужд войны, на утоление своих вожделенных геостратегических страстей, изменяют саму логику бытия человечества. Уже сейчас ощутимы первые результаты этого: на несколько порядков – исторических циклов – опущен индекс совокупного культурно-цивилизационного потенциала, достигнутого усилиями всех поколений землян. Изменилась расстановка сил на великой геополитической шахматной доске. Во многих точках бывшего колониального пространства пылают костры войн и конфликтов, что отбрасывает народы этих стран до уровня Средневековья.

Запад не просто перестал быть синонимом цивилизации. Запус­тив на полную мощность Молох войны, не гнушаясь применением химического и биологического оружия, он посягнул на саму жизнь сразу нескольких поколений – нынешнего и новорождающихся. Украл комфортное будущее у последнего из видов человека – Homo sapiens. Парадокс, но этим Запад посеял семена, всходы которых породят неописуемо, фантастически иной мир. Он ускорил возникновение тектонических разломов на теле планеты, в том числе самораспад США – предводителя нового крестового похода. Уже при жизни современного поколения мы можем стать свидетелями ухода этой сверхдержавы, подобно Атлантиде, в небытие истории. Европу же ожидает историческая участь Древнего ­Рима.

Как бы ни вели себя и ни голосовали в ООН государства Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока, они уже сделали свой выбор, решили, как жить дальше. И этот выбор не в пользу США.

Но самое главное – Запад, не предполагая и не желая того, породил феномен синхронного озарения двух оплотов мира, устойчивости и надежды на сохранение жизни на планете. Это Россия и Китай, изменившие стиль мышления и стратегию глобальных действий на планете. Запад связал пути развития России и Китая в узел «одной судьбы человечества» (Си Цзиньпин). С этого рубежа историческая инициатива переходит на сторону наших двух стран. Именно им предстоит трансформировать планету.

 

МОЗАИКА КИТАЙСКОГО ЧУДА

О Китай спотыкается весь мир – от «хижин до дворцов». Страна тонкой мысли и вершин восточной мудрости шёлковыми нитями договоров опоясала весь земной шар. Речь о мегапроекте «Один путь – одна судьба человечества», сумевшем ввести в свой караван почти пять миллиардов человек из восьми проживающих на планете. Институты Конфуция функционируют на всём протяжении этого пути – от Пекина до Лондона. Их число превысило планку в тысячу. Так Поднебесная ввела Конфуция в повседневный быт народов мира, возвела его в статус советника руководителей многих стран, мирового истеблишмента. «Красный дракон» встал на крыло.

Сбылась мечта великого китайского писателя Лу Синя: «Китай перестал носить кирпичи для укрепления Великой стены, отделявшей его от остального человечества». Отказалась ли Поднебесная от традиционной позиции наблюдателя, который созерцает с горы схватку тигров на поляне? Думается, такой созерцательный «плацдарм» остаётся для неё в прошлом. Превращение во вторую экономику мира, наращение военного потенциала до сравнимого с американским, размах международной активности меняют формат и философию исторического поведения нашего дальневосточного соседа.

Основатель конфуцианской цивилизации, построенной на этике уравновешенности, в каком-то смысле предопределившей успех Китая, был глубоко озабочен назначением человека, смыслом его пути. Главной чертой характера Конфуций считал отзывчивость (оттенки: терпимость, великодушие, умение прощать и сообразное этому поведение). Отсюда специфика мировоззрения китайцев: «Одно во всём и всё в одном». Закон взаимной уравновешенности – эквивалент срединного пути к справедливости.

Как видим, мозаика китайского чуда сшита из многого. Считается, что постоянство лидерского возвышения Китая на мировой арене, как и цивилизационного подъ­ёма во внутренней жизни, объясняется особостью группы крови китайцев. Действительно, в сыновьях Поднебесной течёт преимущественно ханьская («великодержавная») кровь (95 процентов). Удержимся от искуса пофилософствовать по этому вопросу. Отметим лишь, что в ней высока и доля российской «духовной крови». Перед лицом судьбоносного для России и Китая натиска Запада народы наших стран как никогда раньше метафизически остро и ясно ощутили значимость накопленного в веках потенциала своего духовного родства. Историческое явление, каковым стала переоценка друг друга, ещё подлежит осмыслению. Но, упростив его суть, заметим, что Китай на этапе «слома времени» сумел достойно оценить высоту духа и степень крепости воли россиян. Россия же убедилась в твёрдости и неотступности соратнической позиции Китая. Это то, что придаёт двум странам большую энергичность, смелость и результативность в выполнении роли, по представлению индийского философа XIX века Свами Вивекананды, «духовных предводителей человечества».

 

ДОЛГО ЗАПРЯГАЕМ, НО БЫСТРО ЕДЕМ

Контуры переоткрытия Китая обозначились. По всем приметам, пришло время и России для мобилизации внутренних сил задуматься о своём предназначении в истории. С момента, когда российская философская мысль стала анализировать судьбы страны, этот поток самосознания вращался – от Чаадаева до евразийцев – вокруг одних вопросов: кем мы являемся в мире, откуда и куда идём? С особой остротой писали об этом мыслители Серебряного века. Они предчувствовали беду в случае, если Россия не осознает себя. У каждого народа есть национальная идея, но мало кто, как россияне, пренебрегал ею в надежде найти опору в «цивилизованном Западе». Об этом предупреж­дал, например, А.С.Хомяков: «Общество, которое вне себя ищет сил для самосохранения, уже находится в состоянии болезненном».

Ныне настал «час России». Он не в том, чтобы банально прильнуть к Китаю. Пришло время за­явить о себе и стать самостоятельным центром силы, мощь которого должна не только обеспечить нам место под солнцем, но и дать возможность сесть за планетарный стол, где «раздаются карты истории». Перестройка России на эту роль предполагает сосредоточение (по А.М.Горчакову), собирание всех внутренних сил – духовных, интеллектуальных, технологических, политических и военных. Речь об обеспечении такого взлёта духа, уровня единства и такой степени сплочённости русско-российской нации, которые на протяжении «страстных» испытательных веков только и спасали страну от системно накатывающегося вала нашествий, начиная с тевтонского рыцарства и заканчивая германским нацизмом.

Россия долго запрягает, но потом быстро едет. Она и в этот раз долго запрягала, но буквально на марше перестроилась экономически, духовно, ментально в соответствии с вызовами войны. Теперь уж точно Запад не сможет даже мечтать об окончательной разборке с русскими. Наш «ответ Чемберлену» на новый геостратегический вызов Запада – вот стерж­невая суть феномена переоткрытия сегодняшней Россией самой себя.

Не менее важной составляющей переоткрытия является «собирание камней» под основание безопасного существования и успешного развития России путём строительства многополярного мира. Союзничество России и Китая – первый шаг к этой цели. Переналадка миропорядка стала вызовом времени. Разработка такой концепции и её реализация – задача поистине гипермасштабного порядка. Поскольку предполагает перестройку всего комплекса международных отношений, включающую в себя мировоззренческо-философские аспекты межгосударственного взаимодействия со странами разной весовой категории, культурно-ценностными и политическими предпочтениями.

Чем подкрепляются шансы России на выполнение такой миссии? Уже тем, что исторически она – государство-цивилизация. «Восточнизацию» олицетворял до последнего времени Китай, тоже страна-цивилизация, а вестернизацию – Соединённые Штаты Америки. России в этом плане предстоит выполнение роли творца-утвердителя идеи духотворности, собирателя народов планеты под своё миротворное знамя. Залогом успеха является её генетически врождённый мирообразующий архетип. Россия на постоянно кипящем евразийском майдане утвердила себя «учредителем компромиссов» (Н.Н.Моисеев), приверженцем миротворения. И это важно.

 

ТАТАРСТАН – ФЛАГМАН ПРОРЫВА

У феномена переоткрытия Россией себя есть ещё одна, философско-ментальная грань – глубинное осознание исходной, земной роли её периферии. В регио­нах России – источник мощи, код её миссии в мире. На их плечах крепнет историческая сила ­страны.

Флагманом в ряду таких регио­нов является Татарстан. В чём секрет его брендовости, пионерства? Случайность это или закономерность? Преходящий, временный статус лидера или великим трудом, напряжением ума и таланта народа завоёванное призвание? Родников успешности у республики немало. В них спрессован результат сопряжения объективных и субъективных, внут­ренних и международных, исторически унаследованных и новоприобретённых факторов.

Конечно, бесспорно важен стратегически мощный индустриально-промышленный фактор. Особенно нефтяной. Нефть – катализатор развития экономики. Наращивание объема её добычи значимо. Но важнее то, что 90 процентов чёрного золота перерабатывается на месте. При этом учтём: в Татарстане производится около 45 процентов синтетических каучуков, более 50 процентов этилена, 42 процента всех пластиков и каждая третья машина России.

Важнейший источник флагманства республики кроется в образце единения, взаимообогащающего взаимодействия целого созвездия народов, составляющих Татарстан. Созвездия, представляющего собой этноконфессиональную, культурно-цивилизационную мини-копию планеты.

Цепочка эпитетов, олицетворяющих историко-эстетический лик Казани, столицы Татарстана, – «Роза мира», «Звезда Востока», «Северные Фивы», «Вторая Мекка» – прирастает. Это, конечно, услаждает сердце, волнует ум. Но предназначение Татарстана на этапе перехода Рубикона истории не просто в том, чтобы быть вит­риной, опознавательным знаком прогрессивности, но и в том, чтобы стать родником пассионарно-ведической энергии, точкой опоры, базой накопления исторической силы, ветром с Востока, который наполняет паруса России.

Энгель ТАГИРОВ,
ректор Института культуры мира (ЮНЕСКО),
президент Международной гуманитарной академии
«Европа-Азия», член Комиссии Республики Татарстан
по делам ЮНЕСКО, член президиума РАС ООН,
Посол мира UPF, академик

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще