Фонд «Живой город» попрощается с самым амбициозным театральным проектом, а продвинутые режиссеры отправятся за вдохновением по татарским деревням. О том, чем еще будут удивлять модные площадки в новом сезоне, рассказали соучредители фонда Диана Сафарова и Инна Яркова.
На сегодняшний день фонд поддержки современного искусства «Живой город» курирует в Казани три театральных пространства – MON, «Угол» и «Особняк Демидова». Можно сказать, это маленькая театральная империя. У каждой площадки свой репертуар, своя сплоченная команда, но при этом все они про то, что у современного театра нет ни начала, ни конца. Наверное, это звучало бы претенциозно, если бы из года в год «Живой город» не доказывал своими проектами, что все обстоит именно так, то есть, условно говоря, весь мир – театр. Например, уже легендарный «Угол», где, собственно, все и начиналось, сейчас полностью отдан под молодежные, студенческие проекты. Площадка MON в Национальной библиотеке специализируется на модных нынче перформативных практиках, в том числе на тему национальной идентичности, а также активно развивает такое направление, как социальный театр. А в театральной резиденции фонда «Особняк Демидова» идет своя «иммерсивная» жизнь. Шесть лет назад начало ей положил спектакль «Анна Каренина», который устроен наподобие часового механизма: его действие одновременно разворачивается в 25 локациях. Поныне это самый амбициозный проект «Живого города», ведь даже парфюм у каждого персонажа этого спектакля свой, эксклюзивный.
«В ноябре мы сыграем «Анну Каренину» в последний раз, и после этого проект закроется навсегда», – сообщила Диана Сафарова, но дала понять, что даже прощание с дорогим во всех смыслах проектом будет обставлено как своеобразный перформанс. В частности, она анонсировала иммерсивные экскурсии по закулисью «Анны Карениной» и пообещала, что одну из них проведет лично.
Не первый год фонд «Живой город» практикует и такой формат, как театр горожан. Если коротко, это профессиональный театр с непрофессиональными артистами. Люди, которые раньше были в театре только зрителями, имеют возможность стать соавторами спектакля. Такой необычный опыт получили, например, казанские таксисты и учителя, а также жители Иннополиса и других городов республики. А год назад команда фонда впервые выехала в сельскую местность и по методу «театра горожан» провела творческие лаборатории со школьниками Тукаевского, Пестречинского и Буинского районов. Так родился театрально-педагогический проект «Видимо-невидимо», который обещает стать прорывным и в новом сезоне.
«Мы много говорим о том, как важно разговаривать с детьми, подростками, но до настоящего диалога часто не доходит. И самое главное, в этом проекте мы не отбираем детей, это не конкурс талантов. Кто из них лучше поет или выше прыгает – все это для нас неважно. Каждый подросток нам интересен сам по себе с его сложностями, проблемами. В этом возрасте внутренний мир человека никогда не бывает простым», – пояснила Инна Яркова суть проекта, второй сезон которого стартует буквально на днях. В этом году в нем принимают участие школьники из сел Нуринер, Бурбаш и Ципья Балтасинского района.
«Мы старается привлекать самых модных авторов, режиссеров, музыкантов, потому что наш проект не только и не столько про социальную реабилитацию, сколько про театр, и художественная составляющая тоже важна. Нам хочется выстроить диалог и сделать его значимым для каждого зрителя, который к нам приходит», – подчеркнула Яркова.
По словам спикеров, общение с подростками происходит в формате ролевых игр на развитие коммуникативных навыков и воображения. Это помогает школьникам раскрыться и выразить себя в слове и действии. По ходу игры возникают короткие и выразительные сценки, которые затем собираются и нанизываются как бы на одну нить. Вот так и рождается спектакль.
Одну из трех команд проекта возглавляет драматург, лауреат «Золотой маски» Дина Сафина. «Я позвала в свою команду Эдика Хабибуллина, он хореограф, занимается брейк-дансом. От меня как драматурга обычно ждут текста, но я подумала, почему бы не пойти в эту сторону? Все-таки мы будем работать с подростками, у которых много энергии, и им надо как-то ее выплескивать. Формат танца, думаю, здесь очень подходит», – поделилась она. И добавила: «Естественно, мы будем много разговаривать, и, надеюсь, ребята нам откроются».