Гаспринский не считал казанских или крымских татар отдельными народами, а называл их тюрко-татарами или русскими мусульманами. Так что совершенно справедливо этого выдающегося просветителя считают своим классиком и крымские, и казанские татары.
В конце XIX века в Ялте жил и работал известный татарский писатель, уроженец Самарской губернии Фатих Карими. Его перу принадлежит повесть «Фатима, дочь мурзы», в основе которой – подлинная история заключения брака родителями Исмаила Гаспринского. Немалую известность получили в Крыму казанские татары братья Садри и Ахмед-Хади Максуди. Первый окончил старейшее учебное заведение Крыма – Зынджырлы-медресе, учился в Парижском университете. Позже именно он стал создателем первой культурно-национальной автономии татар в Крыму. Эмигрировав, он преподавал в Сорбонне, затем был профессором Анкарского и Стамбульского университетов, став одним из создателей турецкой правовой системы.
В Крыму всегда проживало немало казанских татар. Как отмечает известный публицист, кандидат медицинских наук Закир Калмыков, появляется даже термин «крымские казанские татары». Фамилии Ахметовы, Семеркановы, Акчурины, Мухамедьяровы, Барамыковы, Тактагановы, Девликамовы, Енгалычевы становятся привычными и в Крыму. Выходцем из укоренившихся в Крыму поволжских татар был, например, известный крымскотатарский прозаик и драматург Раим Тынчеров (1908–1973 гг.). «В конце XIX века в Симферополе существует целая колония «крымских казанских татар», создавших свое общество, – подчёркивает Закир Абдуллаевич в одном из своих трудов. – Двадцать казанскотатарских семей, проживавших в так называемой Татарской слободе в Симферополе, ходатайствуют в 1913 г. об открытии школы для детей казанских татар. Жители Татарской слободы славились своей грамотностью и активно выписывали газету Гаспринского «Терджиман». Поволжские татары в XIX и начале XX века часто работают учителями в крымских школах. В созданных в начале 1870-х годов в Крыму русско-татарских министерских училищах (РТМУ), реформированных в 1906 и 1907 годах, недостаток учебной литературы восполнялся казанскими изданиями, а многие преподаватели приглашались из Поволжья…»
У ИСТОКОВ РЕСПУБЛИКИ
Начало двадцатых годов прошлого столетия знаменуется «Декретом о создании Крымской республики». У самих же истоков её образования стоит видный советский деятель того времени, казанский татарин Мирсаид Султан-Галиев, с чьей подачи и появился на свет этот документ. А вот другой казанский татарин – Сахиб Гирей Саид-Галиев, член ВЦИК, ранее работавший председателем Совнаркома Татарской АССР, возглавит Совет народных комиссаров будущей республики и проработает в этой должности до конца 1923 года.
Знаменитый татарский писатель и общественный деятель, первый среди татар Герой Социалистического Труда Галимжан Ибрагимов почти десять лет прожил в Ялте, был активным членом литературного объединения крымских писателей
В том же году по решению III съезда Крымской автономной республики был открыт Крымский государственный татарский театр, главные роли в спектаклях которого исполняла легендарная актриса, казанская татарка Сара Набиевна Байкина. Именно по её инициативе в Симферополе был поставлен ряд спектаклей драматургов Казани. Заметный след в культурной жизни республики оставил Гумер Галимович Девишев – организатор создания Крымскотатарского театрального техникума, а затем заведующий его учебной частью, преподававший там же дисциплину «Искусство актёра». Известной актрисой стала Шафика Кутдусова, дочь сибирского татарина Юсуфа Рахимова, имама мечети Кебир-Джами, той самой, что дала крымскотатарское название столице Крыма Ак-Месджиту (Симферополю). Любопытно, что её сын Джавид Абдураимович Кудусов, окончивший в 1957 году знаменитое музучилище им. Аухадеева в Казани, а затем и Казанскую консерваторию, работавший главным хормейстером Ансамбля песни и танца ТАССР, долгое время преподававший в Казанском госинституте культуры, ставший профессором, заслуженным деятелем искусств России и Татарстана, вернулся в Крым и до самой кончины в 2015 году возглавлял кафедру музыкального воспитания в Крымском государственном инженерно-педагогическом университете.
А знаменитый татарский писатель и общественный деятель, первый среди татар Герой Социалистического Труда Галимжан Ибрагимов почти десять лет прожил в Ялте, был активным членом литературного объединения крымских писателей. Не раз отдыхал в полюбившихся ему Ялте и Севастополе Муса Джалиль. Однажды, чтобы попасть в гости к Галимжану Ибрагимову, он даже прошёл пешком путь из Севастополя в Ялту…
В феврале 1939 г. первым секретарём Крымского областного комитета ВКП(б) был назначен уроженец Татарской слободы Костромы Владимир Семёнович (Гусман Бахтиярович) Булатов. Будучи первым секретарём Крымского обкома, по долгу службы с началом войны он становится начальником штаба партизанского движения. Казанские татары, живущие в Крыму, с оружием в руках боролись с гитлеровцами, многие ушли в партизаны. Четверо стали Героями Советского Союза. Это матросы Акрем Мингазович Хайюрдинов, Михаил Кабирович Хакимов, Ислам Рахимович Халиков, командир бронекатера Асаф Кутдусович Абдрахманов.
ГОДЫ ЛИХОЛЕТЬЯ
О депортации крымских татар сегодня уже написано много. Открыты секретные прежде архивы. Операция по выселению началась 18 мая 1944 года, то есть почти через неделю после освобождения полуострова. А уже 20 мая 1944 года на имя нар-кома внутренних дел СССР Л.П.Берии была отправлена телеграмма, где указывалось, что «из Крымской АССР вывезено 191044 лица татарской национальности».
Судьба связала с Крымом ещё одного нашего соплеменника – писателя, художника Равиля Адельшинова, который родился в Симферополе в 1938 году. Малышом он попал в детский дом, о чём позже написал книгу «Не забудь вернуться домой»
Вот только практически нигде не говорится о том, что в числе депортированных были и тысячи казанских татар, многие из которых погибли во время выселения.
Кто-то погиб в те тяжкие годы мытарств на чужбине, кто-то, дожив до реабилитации, остался в Средней Азии, а кто-то попытался вернуться в Крым и вновь найти своё место на земле, ставшей родной. Так, как это решил сделать «крымский казанский» татарин Шавкат Яруллин, работавший в Казахстане до возвращения на родину главным инженером большого предприятия. Здесь же он не мог устроиться и разнорабочим. Не выдержав тяжёлых условий и постоянной дискриминации, доведённый до отчаяния, 24 октября 1989 года он поджёг себя у здания районной администрации г. Саки…
ВЕРНУВШИСЬ НА КРУГИ СВОЯ
По переписи 2001 года в Крыму проживали 11090 казанских татар. Кроме того, в Севастополе, население которого учитывается отдельно, ещё 2512. Эти цифры не включают многих, породнившихся с крымскими и уже являющихся частью этого народа…
Немало имён казанских татар на слуху и сегодня. Это кардиолог, доктор медицинских наук Мидхат Ахметзянов, ученик знаменитого хирурга Н.М.Амосова, кандидат медицинских наук Хасан Темирбулатов, журналист, заслуженный работник культуры Крыма Рафкат Хайбуллин, кандидат педагогических наук, поэт и журналист Фуат Муртазин, контр-адмирал Амир Бичурин. В Никитском ботаническом саду трудится кандидат сельскохозяйственных наук Анас Мустафин…
Разные дороги привели их на полуостров, который стал для них родиной.
Судьба связала с Крымом ещё одного нашего соплеменника – писателя, художника Равиля Адельшинова, который родился в Симферополе в 1938 году. Малышом он попал в детский дом, о чём
позже написал книгу «Не забудь вернуться домой». Трижды бежал из детдомов, пытаясь вернуться к матери в Симферополь. Вот только до Крыма он сумел добраться лишь к 17 годам. Окончил здесь школу рабочей молодёжи, затем исторический факультет Симферопольского госуниверситета им. Фрунзе. Трагично складывалась судьба его рода.
Дочь Равиля Галимовича – известный в Крыму журналист и общественный деятель Лидия Адельшинова издала книгу, где рассказала о судьбе отца, тяжёлой, но полной стремления жить.
– Углубляясь в историю моей семьи, я понимаю, какие ужасные страдания выпали на долю моих предков, – рассказывает Лидия Равилевна. – Моя прабабушка Халима Садретдинова была красивой и образованной женщиной. Её отец был муллой. Владела русским, татарским и арабским языками. Пережила революцию, войну, депортацию. После ареста своего мужа Сагита Адельшинова бежала в Крым к сестре, работала посудомойкой. Была депортирована первым эшелоном в 1944 году, двенадцать лет провела в лагере Янгиюль под Ташкентом. Туда за ней в 1951 году приехал её младший сын, вернувшийся с войны со своей беременной женой. Они оба были героями войны, он – офицер военной разведки, она – медсестра. Там же родилась их дочь – моя тетя Лиля Адельшинова. А через месяц их вызвал начальник лагеря и сказал, что по закону, если они пробудут в лагере более месяца, то получат автоматически статус депортированных и останутся в лагере лет на 25, а то и навсегда. Тогда дед Миша (Исмагил) сразу уехал в Ригу, а его жена Люба с дочерью уехала через несколько недель, добиралась одна в жару поездами с месячным ребёнком. А прабабушка Халима оставалась в лагере до 1956 года…
В ПОИСКАХ ТОЧКИ ОПОРЫ
Вот такие разные судьбы у наших соотечественников, живущих под крымским небом. Если изобразить в виде графика историю общины казанских татар в Крыму, то его извилистые линии можно понять, лишь зная все внутренние течения этой жизни, в которой перемешаны интересы отдельных групп, личностей с учётом опять-таки бурной и сложной как политической, так и общественной жизни полуострова. Намешано всего и помногу, как болезненных амбиций, так и далеко идущих планов. К огромному сожалению, и здесь не обходится без недопонимания и интриг, но вместе с тем есть и честное желание работать на благо своего народа.
Реальной действующей организацией становится созданная в последнее время региональная национально-культурная автономия татар Крыма, входящая в состав федеральной НКАТ
В 1993 году в Симферополе был образован национально-культурный центр татар Поволжья, Урала и Сибири «Идель-Урал». Инициаторами его создания стали избранный председателем общества Марат Сафаров и вскоре сменивший его на этом посту Ильмир Темиргалиев. Центр вступил в члены Ассоциации татар Украины «Туган тел», что расположилась в Киеве, начал поддерживать регулярные контакты с исполкомом Всемирного конгресса татар. Какое-то время даже издавалась газета «Жиен». На основе центра в 2004 году в Симферополе была создана Крымская республиканская ассоциация татар Поволжья «Идель», её председателем был избран все тот же Ильмир Темиргалиев. Весной 2013 г. в Киеве прошла отчётно-выборная конференция Всеукраинского татарского культурного центра «Туган тел», в которой приняли участие представители татарских общин всех украинских регионов. На ней Темиргалиев был избран президентом Всеукраинского татарского культурного центра.
Последовавшие затем события изменили этот расклад. Да и татарский «тяжеловес» Темиргалиев отошёл от дел, что не замедлило сказаться на разобщенности татарской общины. Сегодня в Крыму несколько общественных объединений, которые по факту живут сами по себе, не встречаясь даже по праздникам. Реальной же действующей организацией становится созданная в последнее время региональная национально-культурная автономия татар Крыма, входящая в состав федеральной НКАТ. Её возглавил молодой предприниматель Марат Багаутдинов, генеральный директор компании «Крымэнерготоргстрой». Надежд на возрождение татарского движения руководитель новой автономии не теряет, тем более что вокруг него сейчас начали объединяться «крымские казанские татары», которые хотят видеть в Марате Камильевиче генератора конкретных дел и начинаний во благо земли, ставшей родной для многих поколений наших соплеменников. «Еще Вольтер сказал: «Отчизна – это край, где пленница душа», – говорит Марат Багаутдинов. – Крым – наша родина, и нам работать рука об руку во благо этой земли, отодвинув в сторону обиды и непонимание».
…Наверное, пришла пора вспомнить слова великого Исмаила Гаспринского: «Там, где можно было, мы бросали свои пепелища, святыни, родину и уходили бог весть куда (крымцы, кавказцы, бессарабы), а где уйти было некуда, мы уходили в свой тесный мирок, отдаваясь ему всецело и не желая знать и ведать ничего, что не касалось близко нашего мирка и его узких интересов…»
Не по доброй воле бросали родину коренные народы той или иной земли, и обратный путь к своим святыням так же труден. Но времена изменились, меняются и люди, вернувшиеся к родному пепелищу…
Начало в номере за 25 июля.