Пригородные посёлки Казани, которые когда-то были сёлами, – это отдельные территории со своим жизненным укладом и проблемами. Хотя они и входят в черту мегаполиса, но, как правило, уровень комфорта здесь явно не дотягивает до столичного. Согласно документам это уже не деревня, но реально до городской жизни поселению ещё далеко. Редакция «РТ» намерена подготовить цикл публикаций о жизни пригородных агломераций. И стартует он с посёлка Мирный, что в Приволжском районе Казани. В этот жилой комплекс, помимо собственно Мирного входят посёлки Кояшлы и Петровский с населением почти в десять тысяч человек.
ТЕМА НЕ НОВАЯ, НО ОСТРОТУ НЕ УТРАТИЛА
Почему именно Мирный? Благодаря активному местному жителю-пенсионеру Рашиту Нургалиеву, который уже несколько лет бьётся над тем, чтобы в посёлок вернули автобусные маршруты 69 и 69а. Тема эта не новая – в своё время многие средства массовой информации сообщали о ней. Но долгожданные маршруты так и не появились. С момента, как они были ликвидированы, прошло практически восемь лет, и, может быть, стоило уже махнуть рукой на эту тему. Но, побывав в Мирном и проехав тот путь, который ежедневно проделывают многие «безлошадные» поселковцы, мы убедились, что напомнить о проблеме стоит.
Рашит Нургалиевич попросил подъехать в семь утра к остановке «Верхний Кабан». «Сами увидите, как люди, спешащие на работу, пересаживаются с одного транспорта на другой», – сказал он. И вот морозным утром мы вместе наблюдали, как «стайки» людей выходили из автобуса, что шёл из посёлка, и пересаживались на 9-й или 6-й троллейбусы, чтобы добраться до места работы или учёбы. Пользуясь моментом, мы провели на остановке небольшой «соцопрос» на тему: нужны ли маршруты 69 и 69а.
Изначально посёлок Мирный обслуживали четыре маршрута: №23 «пос. Мирный – ул. Яхина», №56 «пос. Петровский – ул. Яхина», №69 «пос. Мирный – Советская площадь (кольцевой)», №69а «Музей изобразительных искусств – пос. Мирный (кольцевой)». Последние два позволяли доехать без пересадки во все государственные, муниципальные, общественные структуры Приволжского района, начиная от администрации и кончая службами соцзащиты, пенсионного фонда, прокуратуры, суда и так далее. Они оказались действительно удобными, поэтому, когда с последними двумя маршрутами начались проблемы, возмущению людей не было предела
– Ещё как! Я работаю на Горках – без пересадки отсюда никак не доберёшься, жду троллейбуса уже минут двадцать, на работу опаздываю, – возмущалась одна из женщин. – И так каждый день. Очень тяжело. Кому-то выгодно, чтобы люди платили за проезд дважды.
– Я каждый день домой с работы в десятом часу вечера возвращаюсь, – присоединяется другая женщина. – Дорога – сплошное мучение. И деньги тратишь, и время, и нервы. А 23 января авария была – троллейбусы были обесточены. Тут уже такую смекалку пришлось проявить, чтобы в посёлок попасть или из него выбраться!
– Да не вернут нам эти маршруты, – включается в разговор ещё одна пассажирка. – Сколько мы просили, сколько писали, всё без толку! Дети ездят учиться в техникумы, институты – каждому в день на транспорт туда-обратно в двойном размере деньги нужны, да ещё и нам, взрослым, чтобы до работы доехать. Вы не представляете, сколько денег на дорогу уходит! Не понимает нас никто…
ТОГДА КАЗАЛОСЬ, МАРШРУТЫ ВОТ-ВОТ ВЕРНУТ
Передо мной кипа документов – это многолетняя переписка начиная с 2012 года с различными инстанциями о возврате маршрутов. По ним можно восстановить всю хронологию событий.
Итак, изначально посёлок Мирный обслуживали четыре маршрута: №23 «пос. Мирный – ул. Яхина», №56 «пос. Петровский – ул. Яхина», №69 «пос. Мирный – Советская площадь (кольцевой)», №69а «Музей изобразительных искусств – пос. Мирный (кольцевой)». Последние два позволяли доехать без пересадки во все государственные, муниципальные, общественные структуры Приволжского района, начиная от администрации и кончая службами соцзащиты, пенсионного фонда, прокуратуры, суда и так далее. Они оказались действительно удобными, поэтому, когда с последними двумя маршрутами начались проблемы, возмущению людей не было предела. Посыпались просьбы вернуть их не только от жильцов посёлка, но и от организаций за пределами Мирного. К примеру, от Казанского государственного института культуры или Казанского медицинского колледжа, куда ребятам из посёлка приходилось ежедневно выезжать на учёбу.
– Когда у нас не стало маршрутов 69, 69а, мы собрали подписи жителей, направили письмо руководству республики, и это сработало, – рассказывает Рашит Нургалиев. – Под председательством главы района в местной школе №129 в конце мая 2012 года прошло большое собрание, посвящённое этому вопросу. Тогда пришло много народу из Мирного и соседних посёлков. Руководство предложило выбрать инициативную группу из числа присутствующих и уже работать с ней дальше. Нам пообещали, что автобусы будут. Я был выбран одним из членов этой группы. После этого мы два раза собрались в общественной приёмной партии «Единая Россия» в Приволжском районе. Потом начались летние отпуска, и так всё на тормозах и спустили. Уже пять лет пытаемся попасть на приём к мэру города, чтобы обсудить этот вопрос, но пока безрезультатно.
Почему же проблема не решается? Ответ на этот вопрос содержится в переписке представителей инициативной группы и муниципальных чиновников. В документе, датированном 1 декабря 2011 года и подписанном председателем комитета по транспорту Казани А.К.Абдулхаковым, следует, что на тот момент все четыре направления обслуживала 31 единица подвижного состава. Право на обслуживание кольцевых автобусных маршрутов 69, 69а по итогам открытого конкурса, состоявшегося в 2006 году, получило пассажирское автотранспортное предприятие ООО «СтройТранс». В связи с тем, что предприятие не выполняло условий, предусмотренных заключённым договором, он был расторгнут, и подвижной состав вместе с маршрутами 69, 69а передан на обслуживание индивидуальному предпринимателю С.В.Жильцову. «К сожалению, в связи с тем, что переданный подвижной состав находится в неудовлетворительном техническом состоянии, у С.В.Жильцова не всегда имеется возможность «закрывать» все предусмотренные расписания на указанных маршрутах. В настоящее время на маршруте №69 при плановом количестве 11 единиц на линию выпускаются до 6 автобусов. В ближайшее время планируется увеличить выпуск до 8 единиц», – значится в документе.
Из другого письма от 9 июня 2012 года за подписью первого заместителя руководителя исполкома Казани Р.К.Нигматуллина следует, что «в связи с невыполнением предпринимателем С.В.Жильцовым условий договора, он был расторгнут в одностороннем порядке в апреле текущего года, автобусные маршруты 69, 69а временно не эксплуатируются. По итогам открытого конкурса, который состоится в ближайшее время, будет определён перевозчик. Прошу вас полученную информацию довести до сведения всех заинтересованных лиц жилого массива Мирный».
Это было последнее обнадёживающее письмо, и то, что изначально было временным, стало, увы, постоянным.
Почему же проблема не решается? Ответ на этот вопрос содержится в переписке представителей инициативной группы и муниципальных чиновников. В документе, датированном 1 декабря 2011 года и подписанном председателем комитета по транспорту Казани А.К.Абдулхаковым, следует, что на тот момент все четыре направления обслуживала 31 единица подвижного состава. Право на обслуживание кольцевых автобусных маршрутов 69, 69а по итогам открытого конкурса, состоявшегося в 2006 году, получило пассажирское автотранспортное предприятие ООО «СтройТранс»
Информация в последующих ответах уже совершенно другого плана, и независимо от «шапки» письма суть одна, её можно выразить одним предложением: маршруты нерентабельны, все перевозчики обанкротились, поэтому ездите с пересадкой. Содержится в этих письмах и информация о проведённых исследованиях: «Неоднократные проверки работы маршрутов показывают, что наполняемость салонов автобусов в жилом массиве Мирный по пятибальной системе составляет 2,5 балла, а в направлении «Горки и обратно» в течение дня следуют около 280 человек, из которых наибольшее количество приходится на часы пик». Правда, когда, где и кем эти исследования проводились, не сообщается.
А вот в документе от 9 июня 2012 года, о котором говорилось выше, содержится несколько иная информация: «Комитетом по транспорту г. Казани совместно с представителями контрольно-ревизорских служб МУП «Организатор пассажирских перевозок», МУП «ПАТП-2» (предприятие обслуживает 23-й и 56-й маршруты. – Прим. авт.), руководством и активом школы № 129 28 мая 2012 года на остановочном пункте «Школа» жилого массива Мирный в целодневном режиме проведена контрольная проверка наполняемости автобусов маршрутов №23, 56. По пятибалльной шкале в период с 7.00 до 17.00 она составила 4 балла».
КОГДА НЕТ ХОЗЯИНА
Мирный – очень красивый посёлок. Здесь много деревьев, свежий воздух, тишина. Дома тут совершенно разные – есть простые, построенные много лет назад, что называется, своими руками, есть двухэтажные коттеджи. Имеются в посёлке школа, где учатся более девятисот ребятишек, детский сад, который посещают больше трёхсот детей, поликлиника для взрослых, где сделан прекрасный ремонт, новый Дом культуры.
– Рядом с нами Борисково, Калиновка, Давликеево, Вороновка, Песчаные Ковали, Столбище – все русские деревни. Если посмотреть списки тех, кто ушёл на фронт в 1941 году из того же Давликеева, то из 170 человек – одна татарская фамилия, – рассказывает Рашит Нургалиев. – Татары здесь появились уже в послевоенные годы. Когда нужно было восстанавливать народное хозяйство, народ хлынул из колхозов в города. Работа в Казани была, а жить негде. Стали на этом месте давать участки по 4–5 соток для строительства жилья. Я сам с Атнинского района устроился на завод синтетического каучука, проработал там 40 лет. Помню, как тут дома строили, все заводские отходы использовали. Что получше, шло на строительство, а мусором засыпали ямы – тут их раньше много было, и землю выравнивали. Так и получился посёлок.
– А есть ли в Мирном самоуправление или какой-то другой орган власти? – спрашиваю своего провожатого.
– Одна женщина делает выписки из домовой книги и вопросы с вывозом мусора решает, – отвечает пенсионер. – Нет у нас в Мирном хозяина, поэтому нас и не слышат. Родные ругают меня, говорят: брось это дело, бесполезно. Но не могу, я был членом парткома завода, депутатом райсовета Приволжского района в шестидесятых годах. Знаю, как эти маршруты людям нужны, особенно малообеспеченным, пенсионерам и инвалидам.
УСПЕТЬ ДОБЕЖАТЬ ДО АВТОБУСА
С Рашитом Нургалиевичем мы побывали в поликлинике, прошлись по улицам Мирного, пообщались с прохожими. Многие моего «гида» узнавали, уважительно здоровались. Все говорили о необходимости маршрутов 69, 69а. Правда, в то, что они когда-нибудь вернутся, никто не верит.
А отъезд наш из посёлка был столь же необычным, как и приезд. Вместо того чтобы выйти на остановочную платформу, мы почему-то встали на перекрёстке, где уже были люди.
– С одной стороны едет 23-й, с другой – 56-й, а остановки у них разные, – пояснил пенсионер. – Какой из них раньше приедет, неизвестно, поэтому все стоят тут, чтобы успеть добежать до нужной. Молодым, конечно, проще бегать, а вот старикам сложновато приходится.
В итоге первым пришёл маршрут №23. Несмотря на то, что время совсем не пиковое, значительные часть сидячих мест в большом красном автобусе была занята (а это вторая остановка от конечной в Мирном, всем бы маршрутам такую «плохую» наполняемость). В поездке разговорились с женщиной.
– Вы знаете, раньше на маршрутах 69 и 69а автобусы ездили часто, и это были небольшие машины, вполовину этого, они всегда были заполнены, – рассказала она. – А потом почему-то поставили на эти маршруты большие красные автобусы, которые ходить стали реже. Я сама помню, как ждала такой полтора часа. Естественно, маршрут станет нерентабельным, если люди знают, что автобус не дождёшься.
В итоге на всё путешествие я потратила 135 рублей: до остановки «Верхний Кабан» – 27 рублей, до поликлиники – 27 рублей, до школы – 27 рублей, обратно до остановки «Верхний Кабан» – 27 рублей и в город ещё 27 рублей. Много это или мало? За день, может, и нет. А в месяц? А если в семье двое, трое, четверо человек, которым нужно регулярно выезжать из Мирного по делам? Вот и считайте, сколько нужно на транспорт обычной «безлошадной» семье. Отсюда без пересадок можно доехать только до центрального железнодорожного вокзала. Кстати, в этих автобусах нет кондукторов, и выпускает водитель пассажиров через переднюю дверь. Большинство расплачиваются транспортной картой (хоть два рубля сэкономить на одной поездке). Мне же за мою «наличку» билет ни разу не дали…