Верность истокам своим

Сегодня Старая Тахтала уже не деревня, а село с сотней дворов, в которых проживают более трёхсот человек

Неспешная жизнь маленького чувашского села Старая Тахтала Алькеевского района сохранилась благодаря трудолюбию жителей, их сплочённости и верности своим истокам.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

Фото: Азат НИЗАМИЕВ; Фарида ЯКУШЕВА “РТ”

 

старая-тахтала
Самые лучшие наряды надевают участники Дня села.

Неспешная жизнь маленького чувашского села Старая Тахтала Алькеевского района сохранилась благодаря трудолюбию жителей, их сплочённости и верности своим истокам.

 

Согласно преданию, записанному Петром Сентеровым в 1912–1913 годах со слов старожилов Старой Тахталы, чуваши – предки основателей села, которые после взятия русскими Казани переправились с правого берега Волги и поселились в местности Шерпетлё (Щербеть). Как-то сюда заехал помещик и поразился богатству и красоте местности: на лугах бурно росла трава, лес был полон ценным пушным зверьём, река – рыбой. Помещик прогнал чувашей, выписал в эту благодатную местность своих крестьян, и впоследствии там образовалось село Михайловское, или Щербеть. Чуваши вынуждены были переселиться в Муластав (там теперь село Антоновка), но и туда уже другой помещик перевёз своих крестьян и стал притеснять местных жителей. Эти земли сейчас входят в Спасский район. Тогда друзья Тахтал, Яптык, Итрук и Серпук подались со своими семьями на восток и дошли до места, где ныне расположена Старая Тахтала. Места тоже были прекрасные – вокруг леса, луга, удобное пространство под поля, речка. И было опасение, что поселенцев вновь прогонят. Однако Тахтал отмёл сомнения друзей, начал строиться, и остальные тоже остались. Ко времени крещения здесь было шестнадцать дворов, позднее сюда переселились чуваши из деревень Пролейкаши, Богдашкино, Кутекли и двое русских из Кузнечихи и Даниловки.

Такое предание поведала нам учитель истории местной школы Людмила Калмыкова, которая провела вместе со своими учениками исследование истории села. Нашли краеведы в архивном фонде Народного комиссариата просвещения ТАССР и записи о Старотахталинской школе, датированные 1921 годом. Школа была открыта в 1912 году как начальное земское училище. Это было деревянное здание с семью комнатами: два учебных кабинета, две квартиры для первых учителей – Марии Тихоновой и Николая Кириллова, небольшая кухонька и две прихожие. В четырёх классах обучались 118 мальчиков и 57 девочек. Детей кормили бесплатно, благо при школе имелся огород.

 

УЖЕ НЕ ДЕРЕВНЯ

Сегодня Старая Тахтала уже не деревня, а село с сотней дворов, в которых проживают более трёхсот человек, а в современной кирпичной школе учатся свыше тридцати детей.

Грустят тахталинцы, что постепенно вымирает село. «Мы здесь родились, выросли, – написали они в письме в нашу редакцию. – Хорошо помним времена, когда детьми бегали босиком по деревенским пыльным улицам, ходили по ягоды, пасли стадо. Взрослые работали на кирпичном заводе и в колхозе, где были коровники, свиноферма, овцеферма, большой птичник. Каждый двор был полон живности. Около деревни были три пруда и два чистых озера – мы там купались и проводили все каникулы. А сейчас село в клёнах, полыни, крапиве, амброзии, в оврагах царит борщевик, речка умирает, пруды мелеют, превращаются в болото: даже скот там опасно выпаивать – может отравиться».

 


По инициативе Виктора Белова в Старой Тахтале стали проводить День села. В этот день чествуют самого пожилого жителя села, поздравляют новые семьи, которые появились за прошедший год, родителей новорождённых, а также юбиляров и ребятишек, которые осенью пойдут в первый класс


 

Молодёжь своё будущее с селом, как правило, не связывает, бежит в поисках лучшей жизни в города. Когда агрохолдинг «Красный Восток» начал избавляться от активов, ферма, на которой трудилось взрослое население, закрылась, так что и осёдлые прежде тахталинцы стали искать заработок на стороне. На каждой улице сегодня по 6–7 пустующих домов.

Но, даже вылетев из родного гнезда и осев где-нибудь на городских просторах, тахталинцы не забывают о своей малой родине. Среди них – почётный гражданин Алькеевского района Виктор Белов. Он живёт в Альметьевске, но душой прикипел к родной земле и продолжает заботиться о селе. Несколько лет назад односельчане собирали деньги на храм, нашлись было и благотворители, но средств на завершение строительства всё равно не хватало. После ходатайства Виктора Белова Президент Татарстана Рустам Минниханов распорядился выделить из республиканского бюджета недостающие финансы. Храм достроили.

По инициативе Белова в Старой Тахтале стали проводить День села – важный, интересный и насыщенный праздник, позволяющий пообщаться с друзьями и близкими, отметить значимые события. В этот день чествуют самого пожилого жителя села, поздравляют новые семьи, которые появились за прошедший год, родителей новорождённых, а также юбиляров и ребятишек, которые осенью пойдут в первый класс.

 

ЖИТЬ ТРУДОМ – ДОСТОЙНО

 

Альбина-Яковлева
Альбина Яковлева.

 

Тахталинцы всегда отличались трудолюбием, жили достойно, в достатке. Всем пример – Альбина и Юрий Яковлевы. Супруги вырастили и выучили троих детей, которые, увы, уехали из села, живут своими семьями. Родители по мере возможности продолжают поддерживать их – и всё благодаря крепкому подсобному хозяйству. На всё село имеется сорок коров, из них двенадцать – у Яковлевых. Есть в их ЛПХ также тёлки, куры, другая живность. Сено для рогатых косят сами, благо оврагов в округе не счесть. Фураж покупают в Спасском районе у фермера из села Аграмаковка – не очень дорого продаёт и за качество отвечает. Яковлевы купили в кредит бортовой уазик и теперь сдают на молзавод не только собственное молоко, но и собранное у односельчан. «Молоко – это живые деньги круглый год, за него расчёт приходит два раза в месяц. Мы не представляем свой двор пустым. Пока здоровье позволяет, с хозяйством не расстанемся», – говорит Альбина.

 

В РАСПУТИЦУ НЕ УМИРАТЬ!

Старики здесь держатся за жизнь, так как… не уверены, что донесут их тела до погоста. «Из-за бездорожья добраться до кладбища практически невозможно, так что в распутицу лучше не умирать, – жалуются местные. – А ведь мы должны иметь возможность беспрепятственно посещать могилы близких в течение всего года, независимо от того, зима на дворе, лето или осень!»

Проблема дороги к кладбищу назрела давно. Известна она и местным властям – в прошлом году Айдар Халиуллин, глава Старосалманского сельского поселения, в которое входит Старая Тахтала, принял эту головную боль по наследству от своего предшественника вместе с полномочиями.

Едем с главой знакомиться с проблемой на месте. Дело было осенью, и дорога – самонакатанная, местами посыпанная щебнем, грунтовая – оказалась вполне проезжей даже для его дышащего на ладан жигулёнка. Но так бывает только в сухую погоду. Весной, когда размывает дамбу, дорога просто останавливается, осенью в распутицу проезд превращается в грязное месиво. Зимой дорогу и остатки моста заносит снегом, так что не остаётся ни малейшего намёка, что в этом направлении имеется путь. Вот и получается – если в семье случается горе, родственники умершего должны беспокоиться ещё и о том, как добраться до кладбища. Зимой сельсовету приходится нанимать грейдер для прокладки пути, что обходится в 12,5 тысячи рублей.

К чести сельчан, они пытались решить местные проблемы своими силами и, когда осенью в очередной раз развезло дорогу, организовали субботник. Но много ли сделаешь лопатой?

 


Проблема дороги к кладбищу назрела давно. Известна она и местным властям – в прошлом году Айдар Халиуллин, глава Старосалманского сельского поселения, в которое входит Старая Тахтала, принял эту головную боль по наследству от своего предшественника вместе с полномочиями


 

«Каждый взрослый житель села платит по самообложению шестьсот рублей, а у главы сельского поселения на наши просьбы обеспечить круглогодичный подъезд к местному кладбищу ответ один: «Денег нет!», – возмущаются тахталинцы.

К слову, как тратить средства самообложения в текущем году, они решали в ноябре прошлого года на сходе. Протокол собрания находится в открытом доступе на официальном сайте Алькеевского района. «По условиям программы самообложения, чтобы получить доплату из республиканского бюджета (четыре рубля на каждый рубль жителей села), мы должны собрать с населения деньги до 31 марта. Но, к сожалению, не все соблюдают платёжную дисциплину. Вовремя в обозначенный срок смогли сдать деньги лишь 119 человек из 228 «списочных». Таким образом, тахталинцам удалось собрать 71 400 рублей, и вместе с бюджетной добавкой средства самообложения составили 357 тысяч рублей», – докладывает Айдар Халиуллин.

И куда же дели эти средства? Глава поселкового совета с готовностью достаёт документы. «Более 71 тысячи рублей уплачено за электричество, 50 тысяч рублей долга выплатили «Алексеевскдорстрою» за ремонт дороги в 2019 году (осталось ещё выплатить 100 тысяч рублей), 25 тысяч рублей ушло на грейдирование. Кроме того, приобретено четыре небольших контейнера для мусора стоимостью 4300 рублей и один большой – за 31 тысячу рублей. В 116 тысяч рублей обошлась экспертиза проектов по обеспечению села системой водоснабжения. Были траты и на ремонт дороги к кладбищу, – говорит глава сельсовета. – В прошлом году подлатали аварийный участок, в нынешнем году часть дороги засыпали щебнем, что обошлось в 98 420 руб­лей. Таким образом, к середине осени нами освоено более 337 тысяч из 357 тысяч рублей, скопленных по программе самообложения».

Но самую главную проблему – мост, который по весне смывает, – решить своими силами не получится. На ремонт или строительство дороги и перехода через реку нужны большие деньги, и без помощи районной, а то и республиканской казны здесь не обойтись.

+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
Еще