Сразу пятеро преподавателей казанского лицея стали лауреатами всероссийского конкурса
«Я думаю, учителем нельзя стать, учителем надо родиться», – говорит Мария Гайнутдинова. Её педагогический стаж пока не так велик – три с половиной года. В учителя пошла по стопам бабушки. В казанском лицее №146 Мария Тимуровна учит первоклашек, а ещё ведёт дополнительные занятия по робототехнике. Недавно Мария стала победителем Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Молодые педагоги дополнительного образования».
Конкурс «Педагогический дебют» с 2006 года проводится Ассоциацией лучших школ России при поддержке федерального Министерства просвещения и Комитета Госдумы РФ по образованию. Он даёт возможность молодым учителям продемонстрировать свой потенциал, обменяться наработками с коллегами со всей страны.
Педагоги из 146-го лицея участвуют в конкурсе уже несколько лет. В этом году, рассказывает директор лицея Диляра Каримова, её молодые подчинённые заявились на конкурс в семи номинациях из восьми возможных. Пятеро прошли в финальную часть, которая состоялась в Москве. Мария Гайнутдинова в своей номинации победила, ещё четверо стали лауреатами: заместители директора Гулия Нуртдинова и Альбина Чернова (номинация «Молодые управленцы»), психолог Дина Закирова («Молодые педагоги-психологи») и преподаватель английского языка Лейсан Харисова («Молодые учителя»).
Одним из заданий финальной части состязаний было публичное выступление по какой-то важной для нашего образования теме. Мария Гайнутдинова выбрала такую: «Дополнительное образование – ресурс или трата времени?» Говорит, что ей удалось убедить жюри в том, что это, конечно, мощный ресурс для любого ученика. Судя по результатам её конкурсного выступления, действительно убедила.
А самым приятным сюрпризом после победы стали для неё цветы от семьи одного из её учеников. Время было каникулярное, родители решили свозить детей в столицу. Узнав, что любимый педагог добилась столь высоких результатов, приехали с букетом в отель. Мария Тимуровна, конечно, такого не ожидала. Вспоминает, что была очень растрогана. Вообще, её первоклашки первое время после конкурса чувствовали себя в лицее самыми важными людьми, ходили с гордым видом – ну у кого ещё есть такая замечательная классная мама?..
Возвратимся к заданиям конкурса – они, вспоминают наши лауреаты, во всех номинациях были непростыми. Скажем, молодым управленцам давали разбирать реальные кейсы, которые случаются в учебных заведениях. Как, например, поступать, если кто-то из родителей упорно пишет о школе негативные отзывы в соцсетях? Только лично общаться, убеждая и показывая на конкретных примерах, как много в школе хорошего. Именно так ответила Альбина Чернова. Открытость школьной администрации в общении с родителями – вообще, по её мнению, мощный ресурс для успешной работы, особенно сегодня, когда родительское мнение довольно сильно влияет на происходящее в учебном заведении.
С родителями современным педагогам работать сложнее, чем с детьми, констатируют лауреаты «Педагогического дебюта». И, конечно, часто молодёжь, приходя в школу (даже при большой любви к детям и умении находить с ними общий язык), сталкиваясь с давлением и со стороны руководства, и со стороны родителей, не выдерживает, уходит из педагогики. Но в 146-м лицее, говорят наши героини, не так. Здесь молодых любят, поддерживают, а тренд на открытость в работе с родителями задаёт лично директор.
– У нас в коллективе много молодёжи, и её надо вдохновлять, – считает Диляра Каримова. – Поддержка руководителя и старших коллег для начинающих учителей очень важна. Мы в лицее для них создаём на первых порах, можно сказать, тепличные условия. Им рады, им помогают – и не только в профессиональном плане. Мы доплачиваем им из внебюджетного фонда школы, были случаи, когда помогали даже квартиру снимать недалеко от лицея. У нас есть своя корпоративная культура, и очень важно, чтобы новый человек почувствовал себя её частью, знал: мы все одной крови… И, конечно, конкурсы, подобные «Педагогическому дебюту», для профессионального становления очень важны. Не все начинающие учителя приходят к нам с педагогическим образованием (напомним: несколько лет назад в республике объявили специальный грант для сильных выпускников непедагогических специальностей татарстанских вузов, которые захотят пойти в педагогику. – Прим. авт.). А благодаря таким конкурсам люди получают колоссальный новый опыт, а ещё имеют возможность познакомиться с сильнейшими педагогическими практиками со всей России. К тому же на конкурсе необычайно творческая атмосфера, это придаёт их настрою на работу необходимый драйв, заряд позитивных эмоций. Для меня как руководителя это очень важно.
Учителя, вернувшиеся с «Педагогического дебюта», с воодушевлением рассказывают, что познакомились с большим количеством коллег со всей страны, от Крыма до Камчатки. Теперь они переписываются, общаются, обсуждают самые разные вопросы, возникающие в процессе работы. А 15–16 декабря 146-й лицей готовится встречать гостей – сюда приедут финалисты «Педагогического дебюта», чтобы познакомиться с работой своих казанских коллег, снова обменяться опытом и, возможно, позаимствовать какие-то из ноу-хау казанского лицея.