В эти дни на сцене ТГАТ им.Г.Камала проходят гастроли одного из старейших драматических театров России – Российского академического театра драмы им.А.С.Пушкина (Санкт-Петербург), больше известного как Александринка.
«Один из старейших» – это не фигура речи, Александринке уже 261 год. Ее первую труппу возглавлял великий русский актер Федор Волков, директором был драматург Александр Сумароков, а здание для театра, парадный фасад которого выходит на Невский проспект, построил выдающийся зодчий Карл Росси. На александринской сцене дебютировали почти все русские классики – от Грибоедова и Гоголя до Чехова. В настоящее время театр обладает уникальными коллекциями декораций и костюмов, а также богатейшими музейными фондами, отражающими художественную летопись главной императорской сцены страны, каковой Александринка являлась вплоть до 1917 года (свое название труппа получила в честь супруги Николая I Александры Федоровны). А три года назад театру был официально присвоен статус «национального достояния».
С 2003 года художественным руководителем театра является режиссер с европейским именем, народный артист России Валерий Фокин. Надо сказать, что к моменту его переезда в Санкт-Петербург (до этого режиссер руководил Московским театром им.М.Ермоловой) Александринский театр переживал не лучшие времена, можно даже сказать, системный кризис, не очень понимая, каким ему быть в эпоху новых социальных реалий. В этой обстановке Валерию Фокину удалось совершить практически невозможное – связать воедино традиции и авангардность.
Приступая к десятой «александринской» версии «Ревизора», Фокин отошел от канонического текста пьесы, взяв за основу сценическую версию мейерхольдовской постановки 1926 года
Серьезной заявкой на перемены стал уже первый фокинский спектакль «Ревизор» Гоголя. К слову, впервые эта пьеса была поставлена в Александринском театре в апреле 1836 года, и сам Николай Васильевич принимал активное участие в подготовке спектакля. Однако, приступая к десятой «александринской» версии «Ревизора», Фокин отошел от канонического текста пьесы, взяв за основу сценическую версию мейерхольдовской постановки 1926 года. По сути, это «новая» пьеса, персонажи которой принадлежат не столько девятнадцатому, сколько двадцатому веку. Вернее сказать, в спектакле Фокина есть все: и образы давней исторической премьеры, и реминисценции из гениального спектакля Всеволода Мейерхольда, и, наконец, близкий мироощущению самого режиссера набор метафор, граничащих с театром абсурда.
«Ревизор» в постановке Валерия Фокина, получивший в свое время «Золотую маску» и высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит», стал программным для театра и до сих пор имеет особый статус. Неудивительно, что первые в новейшей истории гастроли Александринки в Казани тоже открылись этим легендарным спектаклем.
Валерий ФОКИН, режиссер: | |
Мы привезли, на мой взгляд, два очень разных спектакля, чтобы, с одной стороны, наиболее полно представить гоголевскую тему, а с другой – показать казанской публике то, как мы в принципе взаимодействуем с классикой. |
На пресс-конференции в Министерстве культуры РТ, посвященной открытию гастролей, Валерий Фокин назвал «Ревизора» Гоголя «государственной пьесой», напомнив слова Мейерхольда о том, что в России ее надо ставить каждые десять лет. По словам же самого Фокина, «это пьеса не о взятках, а про наш менталитет».
Таким же знаковым для Фокина и Александринского театра является спектакль «Женитьба» (снова Гоголь!), который будет представлен казанской публике сегодня и завтра. Эта постановка закрепила за художественным руководителем Александринки репутацию одного из лучших интерпретаторов гоголевских пьес и принесла ему еще одну «Золотую маску». На этот раз Фокин вывел персонажей классической пьесы… на лед и поставил их на коньки! С помощью данной метафоры режиссер раскрывает острый конфликт стремящегося сохранить свой личностный мир героя с действительностью, провоцирующей человека выделывать самые невероятные трюки и участвовать в нелепых, словно навязанных нечистой силой аттракционах. Именно таким аттракционом выглядит история сватовства Подколесина и иже с ним к Агафье Тихоновне.
«Мы привезли, на мой взгляд, два очень разных спектакля, чтобы, с одной стороны, наиболее полно представить гоголевскую тему, а с другой – показать казанской публике то, как мы в принципе взаимодействуем с классикой. Мы с ней именно взаимодействуем, а не просто иллюстрируем», – подчеркнул Валерий Фокин. По его словам, гастроли – это всегда экзамен. «И дело не только в том, что каждый раз надо адаптироваться к новой площадке, где все другое – сцена, акустика, свет. Самое важное здесь – это по возможности быстро уловить контекст зрительного зала, уровень его восприятия и понимания. В каждом городе, и тем более в каждой стране, этот контекст разный. К сожалению, я не смог присутствовать на первом спектакле в Казани, поэтому, если мы что-то упустили на «Ревизоре», то постараемся это наверстать «Женитьбой», – выразил надежду режиссер.
Хотелось бы также отметить, что оба спектакля, представленные в казанской афише петербуржцев, созданы Валерием Фокиным в тандеме с известным театральным художником Александром Боровским, которого называют уникальным явлением в отечественном театре.