Журналистам показали изнанку «цветных» коридоров в международном аэропорту «Казань»
Есть ли аромат у наличной валюты, как выглядят запрещённые предметы на экране рентгеновского сканера, что нынче в моде у контрабандистов? Об этом и не только – в нашем репортаже из аэропорта им. Г.Тукая.
ПОСТ №1
История таможенного поста аэропорта «Казань» началась ещё 35 лет назад. В 1986 году, с присвоением воздушной гавани международного статуса, была образована Казанская таможня – предшественница Татарстанской.
Нынче в составе ведомства – несколько таможенных постов, но тот, что находится на «исторической родине», по-прежнему на особом счету. На него приходится основной пассажиропоток, видимый, что называется, невооружённым глазом. Вот началась регистрация на рейс в Анталью, а следом объявляют о прибытии самолёта из Душанбе, так что чаи сотрудникам гонять некогда.
С января по май включительно таможенную границу в казанском аэропорту пересекли 154,2 тысячи пассажиров, оформлено 1186 авиалайнеров. Показатели эти, правда, в два с лишним раза ниже, чем в «доковидном» 2019 году, но всё равно впечатляют.
ВИДЯТ НАСКВОЗЬ
Как, наверное, и в любой сфере, успех работы таможенников зависит от трёх составляющих – профессионализма сотрудников, современного технического оснащения и грамотной организации процесса. Что касается компетенции, то в казанском аэропорту работают лучшие из лучших. Начальник поста Мирзанур Гараев, выступивший нашим экскурсоводом, служит в таможенных органах уже 28 лет, знает все тонкости работы и требует того же от подчинённых.
В дополнение к знаниям и опыту в распоряжении 73 сотрудников – современные технические средства. Первое, с чем сталкивается каждый авиапассажир, – рамка металлодетектора и интроскоп, сканирующий ручную кладь. Синие детали в абрисе сумок, чемоданов и рюкзаков на мониторе – это металлические предметы. Самостоятельно мне удаётся распознать лишь пряжку ремня и замочки на самой сумке, а вот сотрудница таможенного поста мгновенно называет все прочие железяки в этом «чёрном ящике». Так что пронести нож или кастет на борт самолёта или, напротив, на грешную землю с нашей стороны практически невозможно.
Таможенный контроль в аэропорту организован по двухканальной схеме. Зелёный коридор предназначен для тех, кому декларировать нечего, остальным (в том числе и во всех сомнительных случаях) – просьба пройти в красный
Более творческого подхода требуют предметы, появляющиеся в зелёном, словно инфузория-туфелька, окрасе. Тут речь может идти, к примеру, о запрещённых веществах.
Последние не скрыть и в полостях тела. В любой подозрительной ситуации на помощь придёт цифровой рентгенографический сканер «Контур». Правда, используют его нечасто – на то должно быть объективное основание, например, оперативная информация, и письменное согласие гражданина. Ищут, разумеется, не шпагоглотателей, а наркокурьеров, но они нынче стараются не пользоваться авиационным транспортом. Риск попасться и получить тюремный срок слишком велик.
Что касается крупногабаритных контейнеров и самих воздушных судов, то в арсенале таможенников – телевизионный досмотровый прибор под названием «Авиатор». Его отдалённо можно сравнить с зеркальцем у гаишника на техосмотре, но тут вместо зеркала – телекамера, выводящая изображение на портативный монитор. При этом штанга прибора с той самой камерой выдвигается при необходимости на целых четыре метра.
КОРИДОРНАЯ СИСТЕМА
Таможенный контроль в аэропорту организован по двухканальной схеме. Зелёный коридор предназначен для тех, кому декларировать нечего, остальным (в том числе и во всех сомнительных случаях) – просьба пройти в красный. Речь, в частности, о тех, кто превышает недекларируемый порог по ввозу или вывозу алкоголя, табачных изделий и наличной валюты.
По словам Мирзанура Гараева, с означенными предметами, особенно с алкоголем, связано подавляющее большинство из 127 нарушений, выявленных за пять месяцев. Без декларации один совершеннолетний гражданин может везти с собой до трёх литров спиртного, включая пиво. До пяти литров можно задекларировать. А вот всё, что свыше, считается коммерческой партией, на которую коридорная система не распространяется.
Что касается валюты, то без декларации можно провозить сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США. Причём речь – о сумме всей наличности по текущему курсу.
ЧЕМ ПАХНУТ ДЕНЬГИ
Собачий нюх порой не заменит даже самый сложный прибор. Четвероногие сотрудники кинологического отдела таможенного поста «заточены» на поиск оружия, взрывчатки, наркотиков, а также… наличных денег.
Сумку с имитацией наркозапаха в ходе импровизированного выступления почти мгновенно находит симпатичный кокер-спаниель. Но по-настоящему криминальные находки сравнительно редки, о чём уже было сказано. Так, в этом году был лишь один случай обнаружения наркотика, да и то – в почтовом отправлении. А вот несколько лет назад собака поймала курьера, перевозившего капсулы с наркотиком в желудке. Учуять их, конечно, было невозможно, но преступник покурил «травку», дабы процесс глотания капсул прошёл безболезненно. Вот этот запах и выделил из толпы подозрительного гражданина. А дальше в прямом смысле – дело техники.
Что касается денег, то они, вопреки расхожему выражению, пахнут. Специальной бумагой, краской и прочими ингредиентами. Поэтому лабрадор-ретривер Джесси легко находит «валютную» сумку. В ней – полиэтиленовый пакет и стеклянная банка с содержимым, имитирующим денежный запах. В первом случае его насыщенность соответствует примерно миллиону рублей, во втором – десяти тысячам долларов.
Вслед за чемпионом Приволжского таможенного управления (на счету Джесси – свыше двухсот тысяч долларов) пытаюсь выучить хотя бы рублёвый запах – авось пригодится…