Старинный район стал воротами четвертой транспортной дамбы
О том, как городская среда может преобразиться кардинальным образом менее чем за четверть века, наглядно свидетельствует перекресток улиц Ершова и Вишневского. В канун тысячелетия Казани он изменился до неузнаваемости.
В декабре 2004 года здесь была открыта современная двухуровневая развязка, что стало одним из наиболее долгожданных событий тех дней и одновременно значимым подарком казанцам к юбилею столицы. Развязка стала составной частью четвертой транспортной дамбы (через Казанку) с подъездными путями к ней – общей протяженностью свыше трех километров.
Еще в середине прошлого века этот район считался окраиной города, которую до сих пор именуют Академической слободой. С 1849 года здесь располагалась Казанская духовная академия (ныне в этом здании БСМП №2), рядом проживали ее преподаватели и персонал. Нынешнее название улица Вишневского получила лишь в 1948 году после кончины хирурга Александра Вишневского (долгое время работавшего в Казани), а до этого носила название 1-й Академической. Любопытная деталь: двоюродный дед создателя знаменитой мази Вишневского – кафедральный протоиерей Виктор Вишневский – преподавал в духовной академии.
Справа на снимках изменений нет. Здесь – бывший дом ректоров академии и здание поликлиники (ныне медсанчасть КФУ), а также сквер за больничным забором.
Для удобства горожан вместе с развязкой были построены два подземных перехода: большой – под улицей Ершова (на остановке «Парк им.Горького») и малый – на улице Вишневского (на остановке «Ул.Шмидта»). Ширина первого из них – 14 метров, высота – 2,45, длина – около 30 м
А вот слева округа заметно перестроена. Девятиэтажный дом №8 по улице Ершова, который ранее был в глубине квартала, стал угловым. Целый ряд старинных зданий бывшей «Академки» снесен, за счет чего улица Вишневского расширилась почти на двадцать метров.
А начиналась улица Вишневского с некогда любимого многими жителями этого микрорайона хлебного магазина (на углу в центре первого снимка). Как и положено, на деревянных полках здесь лежали батоны и буханки, а рядом с ними – металлические щипцы-вилки, чтобы проверять свежесть продукции. Магазин располагался на первом этаже двухэтажного особняка, а вход был со стороны срезанного угла, под закрытым балконом…
На снимке, сделанном в 2001 году, мы видим строительный кран – он уже начал возведение кирпичных многоэтажек во дворе обреченных сгинуть стареньких домиков.
Обе фотографии сделаны снимавшими спиной к парку им.Горького, причем современная фотография выполнена как раз над подземным тоннелем, который с улицы Вишневского ведет к мосту «Миллениум». Эстакада уходит под землю перед улицей Шмидта, а «выныривает» уже позади картинки на фотографии – на бывшей предпарковой площади возле Арского поля.
Если появление моста «Миллениум» вызвало у казанцев в основном положительные эмоции, то строительство транспортной развязки – серьезные нарекания. Ведь парк заметно уменьшился в размерах, и теперь вряд ли кому придет в голову сравнивать его с роскошной зоной отдыха под названием «Русская Швейцария».
Транспортная сеть для любого города – как кровеносная система для живого организма: существовать без нее невозможно, а когда эта система работает без перебоев, ее просто не замечаешь. Всего к тысячелетию Казани и Универсиаде в столице было возведено 11 развязок и первая очередь метро
Тем не менее развязка явилась одним из важнейших строительных объектов столицы Татарстана. Наша газета в те дни сообщала, что в основание тоннеля и рамповой части эстакады забурено 1133 сваи глубиной до 24 метров. Уложено 15 тысяч кубометров бетона. За пределы строительной зоны вынесены все городские коммуникации с дальнейшей их модернизацией.
Длина закрытой части тоннеля – 73 метра, общая длина с рамповой частью – 383 метра. В поперечном сечении тоннель двухпролетный. Габарит проезжей части в 31 метр имеет три полосы движения в каждую сторону. Высота тоннеля – пять метров. Когда объект сдали под ключ, на многострадальном перекрестке канули в Лету бесконечные транспортные заторы.
В возведении развязки была задействована московская научно-производственная фирма «Космос» – та самая, что ранее принимала участие в строительстве подъездных путей к новому мостовому переходу через Каму в районе Сорочьих Гор, а также Московской кольцевой магистрали, тоннеля под Транссибом, в реконструкции взлетно-посадочной полосы пермского аэропорта «Савино» и других крупных объектов.