Республика стала лидером российского туристического рынка
Когда в Казани готовились к Универсиаде, некоторые были уверены: «прожекты» получения доходов от международных мероприятий и развития туризма – сплошная маниловщина. Накануне мирового чемпионата WorldSkills статистика убедительно доказывает обратное.
ПЕРВЫЕ В РОССИИ
Только за прошлый год у нас побывали 3,4 миллиона туристов, а республика заняла первые места по итогам Национальной премии в области событийного туризма и премии журнала National Geographic Traveler в номинации «Российский гастрономический туризм».
Наша газета уже сообщала о состоявшемся на днях заседании рабочей группы Совета при Полпреде Президента России в ПФО, которое было посвящено вопросам регионального туризма. Татарстан был отмечен как несомненный лидер отрасли, который входит в тройку туристических центров страны.
Событийный туризм зависит, понятно, от уровня мероприятий, будь то Универсиада, мундиаль или предстоящий мировой чемпионат профмастерства. Однако такие события проводятся не на пустом месте, а требуют, как и «чистый» туризм, развитой инфраструктуры. Она ещё неидеальна, но в республике над этим работают. Самое же главное состоит в том, что Татарстан обеспечивает туристическую привлекательность целого ряда достопримечательностей, в том числе объектов Всемирного культурного наследия на территории Казанского Кремля, Болгарского музея-заповедника и острова-града Свияжска.
Плодотворная работа по сохранению и популяризации культурного наследия делает Татарстан всё более привлекательным для туристов
Недостаточно просто иметь на своей территории исторические памятники – надо поддерживать их в презентабельном состоянии и прокладывать к ним комфортные «народные тропы». С этой целью в 2010 году в Татарстане была создана уникальная некоммерческая организация – Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры РТ. В народе его хорошо знают не по словам, а по делам: возрождению уже упомянутых Великого Болгара и Свияжска, строительству Болгарской исламской академии и воссозданию храма Казанской иконы Божией Матери.
Плодотворная работа по сохранению и популяризации культурного наследия делает Татарстан всё более привлекательным для туристов. Это отмечено на высшем уровне: в нынешнем году Президент России Владимир Путин лично поблагодарил первого Президента Татарстана, как председателя попечительского совета фонда, за усилия по возрождению памятников нашей богатой истории.
ПРИОРИТЕТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Несколько лет назад председатель Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев предложил выделить туризм в отдельное приоритетное направление «народного хозяйства». Ведь он выступает настоящим локомотивом, тянущим за собой около пятидесяти отраслей экономики, начиная от транспорта и заканчивая лёгкой промышленностью.
Идея нашла отражение в принятой Госсоветом Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года и государственной программе «Развитие сферы туризма и гостеприимства в республике Татарстан на 2014–2020 годы». И процесс, который координирует межведомственный Государственный комитет РТ по туризму, что называется, пошёл.
– Индустрия туризма становится одной из важнейших отраслей экономики республики, – убеждён Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин. – В прошлом году объём оказанных услуг составил 28,3 миллиарда рублей. Доходность отрасли по сравнению с 2017 годом увеличилась на 37 процентов.
Что касается глобальных перспектив, то их, в частности, связывают с предполагаемым расширением круизного туризма по Волге и Каме. Причём, речь идёт не только о россиянах, как было раньше, но и об иностранных гостях
Однако почивать на лаврах рано. «Требования туристов к стандартам комфорта и обслуживания растут, – говорит Марат Галеев, – и они вправе ожидать от Татарстана соответствующего уровня». Поддерживает его и Фарид Мухаметшин, подчёркивая: «Нужно постоянно повышать конкурентоспособность туристического комплекса республики».
Помимо развития инфраструктуры, которая должна успевать за прогрессом отрасли, речь идёт и о таких фишках, как набирающий популярность сельский этнический туризм. Который, к слову, можно рассматривать как действенный фактор поддержки села. Не так давно начато освоение уникальных маршрутов «Этнические традиции народов Лаишевского края» и «Путь Тукая» – будущего конкурента испанской «Тропы Сантьяго». Несомненно привлекательными для татарстанцев и гостей республики стали открытые недавно уникальные музеи – археологического дерева в Свияжске, истории рыболовства в Тетюшах, оружия («Дух воина») в Казанском Кремле. Многих привлекают культурно-исторические памятники и особая аура Елабуги и Чистополя.
Что касается глобальных перспектив, то их, в частности, связывают с предполагаемым расширением круизного туризма по Волге и Каме. Причём, речь идёт не только о россиянах, как было раньше, но и об иностранных гостях. Для привлечения последних Татарстан активно участвует в международных выставках и зарубежных презентациях, касающихся отрасли в целом, и процесса брендирования в частности. Речь идёт, к примеру, о продвижении сувенирной продукции под маркой «Visit. Tatarstan». Большие возможности в этом плане открывает предстоящий меньше чем через месяц чемпионат WorldSkills.