В Минобрнауки анализируют итоги самого непростого за последнее время учебного периода
Судя по всему, в республиканском Минобрнауки не слишком довольны тем, как сказалось дистанционное обучение на качестве образования. Такой вывод можно было сделать по результатам итоговой пресс-конференции, которую в понедельник провёл министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин.
Отвечая на вопрос корреспондента «РТ» о том, анализировали ли в министерстве ситуацию с дистанционным обучением, Ильсур Хадиуллин заметил: «Если бы не анализировали, то, может, и в этом учебном году ушли бы на дистант». Ходить в школу, полагает министр, детям оказалось однозначно полезнее, чем учиться дома. Тут и социализация, и горячее питание, а главное – знания усваиваются лучше. И хотя результаты всероссийских проверочных работ по итогам прошлого учебного года, которые провели в школах республики осенью, ещё не пришли из Москвы, косвенные признаки того, что дистант не лучшим образом сказался на качестве обучения, есть. Например, по итогам прошлого учебного года в школах Татарстана среди выпускников заметно выросло число медалистов. Но далеко не все из них смогли подтвердить свою медаль результатами ЕГЭ. Значит, оценки, полученные за дистанционные ответы, не всегда отражали объективную картину…
Поэтому в министерстве очень надеются, что текущий учебный год всё же пройдёт в штатном режиме, и, в частности, не будет, как в прошлом году, отмены ОГЭ у девятиклассников. По крайней мере, пока подготовка и к ОГЭ, и к ЕГЭ в школах идёт по плану.
Что же касается пандемии коронавируса, то в республике уже начали вакцинацию педагогов. Но прививки, особо подчеркнул Ильсур Хадиуллин, делаются только в добровольном порядке, никакого принуждения в этом вопросе нет. А перед вакцинацией учителя проходят обследование, сдают анализы, и только по их результатам принимается решение о вакцинировании.
Вообще, пандемия оказалась сильным стрессом для системы образования. Но в целом педагоги с этим вызовом, по мнению министра, справились неплохо. И многие учителя признают, что кое-какие элементы онлайн-обучения даже стоит включать в стандартные школьные методики.
В министерстве очень надеются, что текущий учебный год всё же пройдёт в штатном режиме, и, в частности, не будет, как в прошлом году, отмены ОГЭ у девятиклассников. По крайней мере, пока подготовка и к ОГЭ, и к ЕГЭ в школах идёт по плану
Хотя в целом, признал Ильсур Хадиуллин, работать учителям с каждым годом становится всё сложнее. И дело не только в пандемии и дистанте. По сравнению с советской школой, с теми временами, когда учитель был непререкаемым авторитетом и для учеников, и для их родителей, сегодня всё чаще именно родители (а уже вслед за ними и дети) относятся к педагогам потребительски. Учитель воспринимается как обслуживающий персонал. Каждый его шаг контролируется. Сами подумайте – легко ли работать, когда тебя в любой момент могут снять на камеру телефона? А ведь школьники регулярно ведут такие съёмки, и именно родители им подсказывают, что можно таким образом воздействовать на учителя. И родители идут потом с жалобами по самым разным инстанциям. Это, по мнению министра, неконструктивный подход. «Очень прошу родителей: прежде чем писать жалобы в прокуратуру, другие контролирующие органы, придите к классному руководителю, поговорите с ним, – говорит Ильсур Хадиуллин. – В любой сложной ситуации только сообща можно найти конструктивное решение проблемы».
Понятно, что работа в новых условиях требует от учителей других подходов. И в наступающем году у педагогов появятся новые возможности для самосовершенствования. В рамках федерального проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование» в Татарстане откроются Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов и Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. Независимая оценка профкомпетенций будет проводиться только по желанию самих учителей. Каждый из них сможет оценить, какие у него есть пробелы, а затем выбрать себе соответствующую программу повышения квалификации. В Минобрнауки рассчитывают, что через несколько лет каждый второй учитель Татарстана будет вовлечён в национальную систему профессионального роста педагогических работников. И это, безусловно, положительно скажется на общем уровне школьного образования в республике.
На встрече с министром подвели итоги журналистского конкурса «Классная работа». Среди тех, кто получил благодарственные письма Минобрнауки РТ, – редактор отдела образования и науки нашей газеты Евгения Чеснокова.