К чемпионату WorldSkills подъедем с комфортом
Татарстан грозит разрушить стереотип, касающийся качества российских дорог. Уже сегодня процент наших транспортных артерий, находящихся в нормативном состоянии, выше общефедерального и в разы превышает уровень некоторых соседних регионов. Но в республике не принято останавливаться на достигнутом. Тем более в Год рабочих профессий, когда Казань готовится к встрече мирового чемпионата профессионалов.
ПЛОХИХ ДОРОГ НЕ БУДЕТ
Два года назад Татарстан успешно вошёл в приоритетную программу дорожного строительства, финансируемую на паритетных началах федеральным и республиканским бюджетами. В этом году программа влилась в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который существенно расширил её границы. Помимо уже профинансированных Казанской и Набережночелнинской агломераций, деньги выделены и на нижнекамские автодороги.
В этом году по нацпроекту в срок до 1 ноября будут отремонтированы 173 объекта дорожной сети общей протяжённостью 206 километров. Объём финансирования на эти цели составил почти 5,4 миллиарда рублей. На сегодня ремонтируется уже 91 объект: 53 – на региональных дорогах, по четыре в Набережночелнинской и Нижнекамской агломерациях, 30 – в Казанской. В столице республики ремонт в рамках нацпроекта идёт, в частности, на улицах Витера, Фучика, Габишева, Королёва и Урицкого. Процесс этот, кстати, синхронизирован с программами благоустройства парков и скверов и ремонта дворовых территорий.
Дороги и улицы, включенные в ремонтный перечень по нацпроекту, это не только решение сверху, но и результат народного «голосования»
В целом по республике проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусматривает увеличение доли региональных дорог, соответствующих нормативным требованиям, с нынешних 46,3 до 50 процентов к концу 2024 года. А в указанных выше агломерациях этот показатель будет доведён до 85 процентов, что, по словам экспертов, означает практически отсутствие плохих дорог: оставшаяся их часть как раз приходится на ежегодный плановый ремонт.
К слову дороги и улицы, включенные в ремонтный перечень, это не только решение сверху, но и результат народного «голосования». Так, в рамках реализации нацпроекта на 2019 год учтены 249 заявок в системе «Народный контроль» и 49 обращений с сайта «Карта убитых дорог». Впрочем, последних в республике с каждым годом всё меньше.
ДОРОГА К ЧЕМПИОНАТУ
В Казани процент дорог, полностью соответствующих нормативным требованиям, уже сегодня составляет 81,5 процента. «Виной» тому, как нетрудно догадаться, не только нацпроект, но и международные мероприятия мирового уровня. Чемпионаты заканчиваются, а дороги остаются. Так что и в этом году Казани повезло вдвойне.
– Подготовка к чемпионату WorldSkills предусматривает приведение в нормативное состояние всех маршрутов участников и гостей чемпионата, включая внутриквартальные проезды и подъезды к образовательным учреждениям, а это 131 объект, – говорит заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артём Чукин. – Общий объём финансирования по столице республики превысил 2,6 миллиарда рублей, 350 миллионов дополнительно выделено на Большое казанское кольцо. До конца года мы доведём до соответствия нормативам 83,3 процента дорог. Притом, что два года назад этот показатель составлял всего 65 процентов.
…Жаль, что в предстоящем чемпионате рабочих рук отсутствует компетенция «дорожный ремонт». Команда из сотни рабочих, восьми катков, трёх асфальтоукладчиков и 16 самосвалов на улице Профсоюзной вполне могла бы задать жару теоретическим конкурентам по WorldSkills. Ночь, насыщенная запахом горячего асфальта, расцвеченная огнями фар и украшенная слаженной работой дорожников, создаёт впечатление хорошо отрепетированного шоу. Хотя профессионалы, разумеется, воспринимают процесс в сугубо прозаическом ключе.
Дорожные работы синхронизированы с программами благоустройства парков и скверов и ремонта дворовых территорий
– Работы на улице Профсоюзной идут в рамках подготовки к чемпионату WorldSkills, – говорит представитель подрядчика, главный инженер компании «Волга-Автодор» Дмитрий Дроздов. – Стоимость контракта на ремонт участка протяженностью полтора километра и площадью порядка 20 тысяч квадратных метров составляет 52 миллиона рублей. На сегодня фрезой срезан весь слой старого асфальта, уложен выравнивающий слой, начата укладка верхнего слоя асфальтобетонного покрытия. Кроме того, частично отремонтированы тротуары и ограждения, заменены бордюрные камни, установлены необходимые элементы в рамках программы «Доступная среда».
На готовых участках на глазах появляется разметка. Всего за несколько минут рабочий, используя ручную каретку (с другой техникой к бордюрам не подобраться) наносит пешеходную «зебру». Материалом для неё служит термопластик с мелкими, меньше миллиметра в диаметре, стеклянными шариками-светоотражателями.
Едва рабочий сошёл с перехода, как какой-то горе-таксист проскакивает по свеженанесённой разметке и… Ничего не происходит. Материал успел застыть и ничуть не размазался, не прилип к колесам – это вам не краска! Быть может, уже и «наноасфальт» придумали?
НАПЕРЕКОР СКЕПТИКАМ
– Мы изучали опыт Финляндии и других стран Северной Европы, у которых сходные с нами климатические условия, и сегодня используем технологии, не имеющие с ними принципиальных различий, – продолжает тему Артём Чукин. – Верхний слой на улице Профсоюзной – это усиленный асфальтобетон, состоящий из устойчивого к колебаниям температур вяжущего, содержащего полимеры, и довольно крупной щебёночной фракции, до 15 миллиметров. Чем больше размер щебня, тем выше прочность и жесткость конструкции, дорога менее подвержена истираемости. Гарантийный срок службы такой дороги – четыре года.
Подготовка к чемпионату WorldSkills предусматривает приведение в нормативное состояние всех маршрутов участников и гостей чемпионата, включая внутриквартальные проезды и подъезды к образовательным учреждениям, а это 131 объект
Кстати, на улице Ершова, на двух ремонтируемых участках протяжённостью более 2,2 километра, щебень в верхнем слое – уже до 20 миллиметров. Эта дорога, также готовящаяся к международному чемпионату, отличается более интенсивным движением. Однако до бесконечности увеличивать размер «камешков», нельзя, – объясняют эксперты. Уже 30-миллиметровый щебень будет создавать менее комфортные условия движения. Чтобы всё было по правилам, работы контролируются лабораторией заказчика. Кроме того, к проверке качества привлекается независимая лаборатория Казанского государственного архитектурно-строительного университета.