В Казани завершился международный образовательный дискуссион
Обсудить вызовы и тренды современного отечественного образования, вытащить на поверхность его наболевшие вопросы и интересные примеры их решения – такую цель ставили себе организаторы международного форума (дискуссиона, как назвали его организаторы) «Образование России» – EDU Russia, который, как мы уже сообщали, проходил в казанском «Корстоне» 2–4 марта.
Это первая в стране подобная площадка для дискуссий в сфере образования, к тому же с участием многих известных профессионалам иностранных экспертов. Инициаторами ее проведения стали республиканское Минобрнауки и выставочный центр «Казань Экспо». Как рассказал нам первый заместитель министра образования РТ Андрей Поминов, в будущем форум планируется сделать ежегодным и проводить на площадях полностью достроенного «Казань Экспо». На пленарном заседании, прошедшем во второй день форума, Президент Татарстана Рустам Минниханов также выразил надежду, что мероприятие это в республике станет традиционным.
Александр МОЛЧАНОВ: Университет как место, куда приходят учиться, перестает играть решающую роль. Сегодня должна быть образовательная среда, а не образовательное учреждение. Студентам уже дали среду, где они берут знания
На форуме работало множество площадок, причем заседания зачастую шли параллельно, что наверняка огорчало многих участников – педагогов и руководителей разных уровней системы образования, ведь побывать везде было невозможно, а темы обсуждались крайне важные. Говорили о том, как повысить качество всех уровней образования – от детсадовского до вузовского и дополнительного, обсуждали, какой должна быть школа в мультикультурном мире, как полноценно внедрять в образование инклюзивные практики, почему сегодня все популярнее становится корпоративное образование.
Пожалуй, одной из самых интересных была площадка, где обсуждали проблемы цифрового образования. Ведь цифровой мир – это наше настоящее и, как ни крути, будущее. А вот готово ли образование всех уровней ему соответствовать? По мнению выступавших на площадке экспертов, пока не очень.
Евгения КУЛИК, руководитель дирекции по онлайн-образованию НИУ ВШЭ: | |
Преподаватель и студент сегодня находятся в одном информационном поле, и просто трансляция контента, когда педагог говорит, а ученик слушает, уже не нужна. |
«Университет как место, куда приходят учиться, перестает играть решающую роль, – полагает, например, заместитель проректора по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета при Правительстве РФ, основатель проекта «Профессиональное электронное образование», эксперт Института развития Интернета в области качества образования Александр Молчанов. – Сегодня должна быть образовательная среда, а не образовательное учреждение. Студентам уже дали среду, где они берут знания. Тогда зачем им идти в аудиторию к преподавателю? Между тем преподаватель должен оставаться важнейшей ценностью в этой системе, ему студенты должны задавать вопросы, на которые не могут найти ответов в информационном поле. Причем появилась персонифицированность обучения – десяти разным людям надо дать десять ответов на десять разных вопросов. Но инертность наших преподавателей пока играет тут не лучшую роль».
«Онлайн-образование меняет университеты, вопрос в том – смогут ли наши профессора осознать свою новую роль в этом процессе? – согласна с коллегой руководитель дирекции по онлайн-образованию НИУ ВШЭ Евгения Кулик. – Преподаватель и студент сегодня находятся в одном информационном поле, и просто трансляция контента, когда педагог говорит, а ученик слушает, уже не нужна. Нужно сопровождать студента, помогать ему сориентироваться в море информации».
При этом, по словам Евгении Кулик, ведущие университеты мира уже давно выходят на открытые платформы, создавая онлайн-курсы, которые могут быть доступны любому студенту в любой стране. Наши вузы тоже начали создавать такие курсы, но пока нашим преподавателям тяжело дается эта работа – их инертность во многом объясняется страхом того, что в онлайн-пространстве их будут сравнивать с другими педагогами. И студенты еще до поступления в вуз смогут определяться – у кого бы им больше хотелось учиться.
Зато у талантливых преподавателей появился новый стимул работать, писать лекции для открытых платформ – ведь теперь эти лекции смогут услышать не сотни, а десятки тысяч учащихся.
Цифровая революция бросает и другие вызовы системе образования.
«Если раньше профессии менялись раз в 25 лет, то теперь они обновляются каждые два-три года, – говорит генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование» Александр Кондаков. – Возникают новые компетенции. Сегодня человек к 32 годам четыре раза меняет профессию. Это серьезный вызов образованию. Старая образовательная модель «садик – школа – колледж – вуз» уходит, потому что готовить специалиста на новую профессию надо не за пять лет, а за пять месяцев, а это значит, что система образования должна поменяться в ближайшее время кардинальным образом».
Александр КОНДАКОВ: Если раньше профессии менялись раз в 25 лет, то теперь они обновляются каждые два-три года. Возникают новые компетенции. Сегодня человек к 32 годам четыре раза меняет профессию
Правда, выступления спикеров «цифровой» площадки форума показали, что, как именно должны происходить эти изменения, пока никто толком не знает. На многочисленные вопросы участников из серии «что же делать?» спикеры отвечали, что дискуссии они предлагают перенести в кулуары форума. Это вызвало в конце концов закономерный вопрос из зала: «Где же они, эти кулуары?»
Впрочем, кулуары все же были – в перерывах между секционными заседаниями участники образовательного дискуссиона активно группировались (видимо, по интересам) в коридорах «Корстона», и было видно, что дискуссии идут действительно жаркие. Хочется надеяться, что за три дня форума участникам удалось обсудить друг с другом многие наболевшие вопросы и что это как-то продвинет наше образование вперед. Если же казанский форум действительно будет ежегодным, результаты его работы, возможно, станут ощутимыми довольно скоро.