Первая в России электронная торговая площадка была создана в Татарстане 20 лет назад, когда никаких интернет-магазинов еще не было и в помине. В интервью «РТ» генеральный директор республиканского Агентства по госзаказу Яков Геллер вспомнил, как все начиналось, рассказал, чем живет Агентство сейчас и какие ставит перед собой цели.
ЭКЗОТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
– Яков Вениаминович, на днях Раис РТ Рустам Минниханов вручил вам орден «Дуслык» («Дружба») за значительный вклад в социально-экономическое развитие республики и многолетнюю плодотворную работу в сфере государственных и муниципальных закупок. Примите наши поздравления!
– Государственными наградами разного образца отмечена группа сотрудников Агентства по госзаказу РТ в связи с тем, что 22 сентября исполнится 20 лет с того дня, когда Рустам Нургалиевич Минниханов, будучи Премьер-министром Татарстана, подписал распоряжение о внедрении в республике электронной торговой площадки «Редукцион онлайн». Тогда для нашей страны это была экзотическая идея производить закупки методом анонимных равнодоступных электронных торгов.
Сейчас существует огромная отрасль экономики, которая называется электронной торговлей, том числе онлайн-магазины. А тогда, в 2004 году, ничего этого не было. И мы совершили прорыв, создав площадку «Редукцион онлайн». Спасибо за поддержку Рустаму Нургалиевичу, коллегам из республиканских Минфина, Департамента казначейства, Минэкономики, руководителю Центра экономических и социальных исследований при Кабмине РТ Алевтине Николаевне Кудрявцевой. По сути коллектив Агентства по госзаказу РТ стал тогда основоположником процесса формирования новой отрасли.
Далее, уже в 2009 году, Премьер-министр РФ Владимир Владимирович Путин подписал распоряжение о назначении трех электронных торговых площадок в качестве федеральных. Первой среди них значилась наша площадка, которая тогда стала называться «Заказ.РФ».
– Сегодня таких площадок много…
– Совершенно верно. Федеральных площадок восемь, кроме того, три секретные. Наша площадка – единственная в стране региональная, остальные принадлежат Сбербанку, Газпромбанку, Новикомбанку и так далее. Они, конечно, гиганты. Но мы, представляя Республику Татарстан, сохраняем свое место среди федеральных торговых площадок, отобранных Правительством РФ.
ЕСЛИ ЗАНЯЛ НИШУ – ЗАЩИЩАЙ ЕЕ
– В марте 2019 года вышел указ Президента РТ Рустама Минниханова о создании Республиканского маркетингового центра (РМЦ) Агентства по госзаказу в целях продвижения продукции местных производителей и поставщиков. Это уже новый этап в развитии электронной торговли, что он из себя представляет?
– Республиканский маркетинговый центр, можно сказать, является кластером IT-ресурсов. Кроме федеральной электронной площадки туда входит много других ресурсов, призванных помочь малому бизнесу в зарабатывании денег. Но надо понимать, что деньги – это производная функция. Главная цель любого бизнеса – это увеличивать количество потребителей своей продукции. Если у вас один потребитель, то у вас низкие выручка и прибыль. А если их тысяча, то в соответствии с объемом возрастает и прибыль.
Допустим, восемь человек сидят за столом, на котором один торт. У каждого из них план – увеличить свои торговые обороты на 10%. Но как это сделать, если торт один? Нужно постараться ухватить кусок побольше. Например, путем агрессивного маркетинга не только в Татарстане, но и на сопредельных территориях, продавая свою продукцию в Ульяновскую область, Удмуртию и так далее. Необходимо отвоевывать свою нишу у конкурентов, защищая ее на рынке федеральных заказов и расширяя деятельность.
Два-три раза в неделю мы проводим бесплатные образовательные вебинары, учим предпринимателей зарабатывать. Развитию малого бизнеса содействуют и передовые главы муниципальных образований. Среди них я бы выделил мэра Казани Ильсура Метшина и главу Сабинского района Раиса Минниханова, которые помогают местным бизнесменам осваивать премудрости работы в РМЦ.
По итогам 2023 года почти пять тысяч субъектов малого бизнеса Татарстана получили суммарную выручку в размере 210 миллиардов рублей. В планах 2024 года – обеспечить малому бизнесу выручку в объеме 231 миллиарда рублей. На 1 сентября текущего года около четырех тысяч «малышей» получили 113 миллиардов рублей. Это неплохой результат, для сравнения: за весь 2021 год было 125 миллиардов.
ЧТО ЗАМЕЩАТЬ И ЧЕМ
– На главной странице сайта РМЦ крупным шрифтом написано: «Импортозамещение». Сейчас это тема номер один в экономике как Татарстана, так и России. Что вы делаете в этом направлении?
– По импортозамещению в РМЦ отдельная программа, мы распространяем информацию о том, что замещать и каким путем.
К примеру, выбираем в разделе «Ранее закупаемая импортная продукция» рентгеновскую пленку, которая приобреталась раньше в недружественной стране – США. Мы собрали альтернативные предложения от компаний из России, дружественных Китая, Вьетнама, Индонезии и разместили эти сведения на портале. Всего на сегодня выставлено 308 тысяч предложений по импортозамещению различных товаров.
– Какую еще ценную информацию предоставляете пользователям?
– Мы знаем, что в республике хотят закупить на рынке регулируемых закупок и что предлагают татарстанские производители и поставщики. Вся эта информация аккумулирована в определенные каталоги и расходится по профильным министерствам, которые ее дифференцируют. Например, сейчас Минпромторг сигнализирует, что ему нужна проволока, а Минсельхозпрод нуждается в крахмале, белке, соках, которые понадобятся для саммита стран БРИКС в октябре. И так далее.
Это называется информированием бизнеса о потребностях. Мы открываем предпринимателям потенциальные ниши не только в Татарстане, но и в Дагестане, Удмуртии, Мордовии, Тыве, Кировской области и ряде других регионов России. Так что давайте, ребята, зарабатывайте деньги!
ЭТО ЖЕ КАКАЯ ЭКОНОМИЯ!
– А бюджетным организациям какая от вас польза?
– Они относятся к рынку регулируемых закупок, наша задача здесь – оптимизация расходов бюджета при закупках. Причем закупках априори качественной продукции! Вот, например, на биржевой площадке Татарстана для наглядности размещены данные по борщевому набору – картофелю, моркови, капусте, свекле, луку. На данный момент картофель здесь покупают всего по 14 рублей за килограмм при установленной цене 44 рубля. Видите, какая экономия.
И так можем посмотреть сведения обо всех продуктах. В результате оптимизация расходов на продукты питания, которые приобретают с помощью закупочного модуля РМЦ в Татарстане, достигла 19%, на медицинские изделия – тоже 19, прочие товары – 7%.
На самом деле РМЦ – это огромная система, которая помогает управлять экономикой региона. Рустам Нургалиевич Минниханов лично контролирует работу центра.
– Вы сказали, что для бизнеса главная цель – наращивать число потребителей. А у вашего агентства какая сейчас главная цель?
– В соответствии с наукой управления, которая называется менеджментом, на двери каждого кабинета и на столе каждого сотрудника должны стоять таблички с надписями: «Конечной целью работы данного кабинета является…» И вышестоящий начальник двумя-тремя словами должен сформулировать, какова конечная цель работы всего кабинета, конкретного сотрудника. В свое время Рустам Нургалиевич на двери нашего агентства условно написал: «Содействие развитию МСП». Но каждый раз конечная цель меняется. Допустим, в 2004 году главным было адвокатирование конкуренции, в 2022-м – импортозамещение, которым мы занялись вплотную в марте того года, понимая, что произошло в экономике и что будет происходить дальше. Сейчас задача РМЦ и агентства – расширять рынки, обеспечивать к ним доступ малого и среднего бизнеса республики на основе добросовестной конкуренции и поставок качественной продукции.