В борьбе с глобализацией

В Госсовете республики обсудили проблемы национального образования

Более 43 процентов детей-татар в республике учатся в школах на родном татарском языке. Между тем система национального образования в Татарстане пока действует не слишком эффективно.

749

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: 65kzn.edusite.ru; gossov.tatarstan.ru

В Госсовете республики обсудили проблемы национального образования

 

edu

 

Более 43 процентов детей-татар в республике учатся в школах на родном татарском языке. Между тем система национального образования в Татарстане пока действует не слишком эффективно, в этой области еще немало нерешенных вопросов. Об этом шла речь в среду в Комитете Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам.

 

Напомним: в прошлом году в Татарстане была принята концепция развития национального образования до 2030 года. Она предусматривает как повышение эффективности работы системы, так и развитие сети (читай – увеличение количества) детских садов и школ, где дети получают воспитание и образование на татарском языке.

К сожалению, констатировал, выступая на заседании комитета, вице-премьер – министр образования и науки Энгель Фаттахов, в некоторых подобных учебных заведениях к своему статусу относятся формально. Скажем, в одной из нурлатских школ, которая числится ресурсным центром по преподаванию на татарском языке, 16 учителей из 47 фактически не могут на нем преподавать, потому что владеют им только на бытовом разговорном уровне.

Подобных примеров министр привел несколько, добавив при этом, что в последнее время в национальных школах пришлось поменять десять директоров – за то, что не справились с поставленными задачами. Не лучше обстоят дела и в национальных детских садах.

 


Нежелание родителей, особенно в больших городах, обучать детей на родном языке понять можно: ЕГЭ по федеральному закону у нас сдают только на русском


 

Причины, констатировал Энгель Фаттахов, понятны – не хватает квалифицированных кадров, много проблем с переводом учебников, недостаточно ведется работа с родителями – далеко не все из них хотят, чтобы их дети учились на родном языке, предпочитая русскоязычные школы и классы.

Последнее обстоятельство, добавим, пожалуй, сложнее всего преодолеть на пути выстраивания той стройной системы, что предусмотрена упомянутой концепцией. Да, в дорожной карте этого документа предусмотрено расширение сети национальных школ и детских садов. Но вот недавний пример с новой гимназией в казанском Азино: в микрорайоне, где образовательных учреждений ощутимо не хватает, в долгожданной новой школе решили сделать упор на татароязычное обучение – и получили шквал жалоб от родителей, в том числе с татарскими фамилиями. Нежелание родителей, особенно в больших городах, обучать детей на родном языке понять можно: ЕГЭ по федеральному закону у нас сдают только на русском (еще один фактор, сильно огорчающий депутатов Госсовета, но повлиять на это пока не получается), в вузах обучение – только на русском…

 

 Разиль ВАЛЕЕВ,
председатель Комитета Госсовета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам:

7fc2140e2895ae39b2c0dac35982388f

Национальное образование – основа нации, и если в этой области не будет проводиться последовательной системной работы, у нации нет будущего.

Правда, у председателя комитета Разиля Валеева есть свои аргументы на этот счет.

– Вот говорят – у нас сейчас глобализация, зачем учить детей в татарских школах, кем они могут потом стать? – рассуждал он в процессе заседания. – А я так скажу: могут, например, стать Президентом Татарстана – не самая плохая должность…

Но все же понимают, что должность эту на всех учеников не поделят, и большинство родителей все-таки реально смотрят на жизненные перспективы своих детей. Тем более что, кроме как для главы республики, для других должностей в Татарстане знание обоих государственных языков не является обязательным. И об этом тоже с большой озабоченностью говорили на заседании Госсовета.

Тем не менее Энгель Фаттахов не считает ситуацию фатальной. Нужно, полагает он, развеять миф о том, что национальная школа никому не нужна. А сделать это можно единственным способом – такие школы должны быть в числе лучших в каждом районе.

– Если это будет передовое, инновационное учебное заведение, с хорошей инфраструктурой, с лучшими педагогами, оно обязательно будет востребованным, – полагает министр образования.

И тут, по его мнению, большую роль должны сыграть руководители муниципалитетов. Необходимо, заявил министр, чтобы в районных исполкомах за национальные учебные заведения персонально отвечали заместители руководителей отделов образования. А в больших городах в структуре управления образованием надо выделять отдельного сотрудника, курирующего данное направление.

Энгель Фаттахов заявил и о том, что планируется развивать обучение на татарском языке в учреждениях среднего профессионального образования – в девяти колледжах к новому учебному году планируется открыть татарские группы, а к 2020 году их должно быть 17.

Также Энгель Фаттахов предложил создать Институт национального образования при Академии наук Татарстана – чтобы и ученые смогли поучаствовать в подготовке кадров для национальных школ.

Впрочем, у татарских ученых свои проблемы, и о них министр тоже знает. Так, диссертации в стране теперь пишутся только на русском.

– Даже диссертации, посвященные татарскому языку, пишут на русском, – констатировал Энгель Фаттахов.

 


Нужно, полагает Энгель Фаттахов, развеять миф о том, что национальная школа никому не нужна. А сделать это можно единственным способом – такие школы должны быть в числе лучших в каждом районе


 

Но у него есть и предложения федерального уровня, которые, по его словам, уже переданы министру образования России Ольге Васильевой. Так, он предлагает возродить Институт национальных проблем образования, который действовал еще в советские годы, а также создать при федеральном Минобрнауки совет по этнокультурному образованию.

И все же пока, судя по тону обсуждения в Госсовете, перспективы развития национального образования вызывают больше вопросов, чем оптимизма.

– Национальное образование – основа нации, и если в этой области не будет проводиться последовательной системной работы, у нации нет будущего, – заметил Разиль Валеев.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще