После Ислама Каримова страна может развиваться успешно лишь в случае, если ее элита будет проводить политику преемственности.
В Узбекистане скончался президент Ислам Каримов, управлявший страной 25 лет. С его уходом из жизни закончилась целая эпоха построения независимого государства. И теперь интересы властной элиты Узбекистана заключаются в продолжении эры политической стабильности, хотя не исключены попытки нарушить статус-кво извне.
В 1991 году Ислам Каримов получил республику, которой предстояло превратиться в суверенное государство, с большим количеством проблем. Узбекистану в советской системе распределения труда была отведена роль хлопкодобывающей сырьевой республики, промышленность там была развита очень слабо, хотя несколько выручали немалые запасы золота, добываемого республикой. Головную боль доставляла и Ферганская долина с очень сложным этническим составом хронически бедного населения, которая всегда была больна радикализмом. На это накладывался демографический взрыв – население Узбекистана ежегодно увеличивалось на 300–500 тысяч человек. При том, что в республике всегда не хватало плодородных земель и уровень жизни населения был достаточно низким.
Сегодня в государстве существует элита, состоящая из соратников Ислама Каримова и воспитанная в светских традициях. Люди, окружавшие президента, несмотря на то, что выборы нового лидера имеют заведомо конфликтный потенциал, заинтересованы в стабильности страны и в следовании тем путем, который избрал Ислам Каримов
Однако даже тот экономический потенциал, который имелся, узбекский руководитель, в отличие от коллег в других странах СНГ, не стал сразу приватизировать, несмотря на неоднократные попытки бизнеса, в том числе и зарубежного, склонить его к этому. Он не зависел ни от чьего мнения и всегда действовал самостоятельно и в высшей степени прагматично, исходя из интересов своего молодого государства. Ислам Каримов часто повторял: «Не построив новый дом, не разрушай старого». И это стало девизом всей его деятельности как в экономике, так и в политике. В результате Узбекистан не только не стал отдавать в руки олигархов предприятия, приносящие в бюджет неплохие деньги, но и развил за прошедшие 25 лет такие отрасли, как автомобилестроение, нефтехимия, машиностроение, бытовая электроника, текстильное производство.
Сегодня 32-миллионное население республики имеет не самый высокий уровень жизни, но государство выстроило самодостаточную и относительно крепкую экономику.
Ислам Каримов часто повторял: «Не построив новый дом, не разрушай старого». | |
И это стало девизом всей его деятельности как в экономике, так и в политике. В результате Узбекистан не только не стал отдавать в руки олигархов предприятия, приносящие в бюджет неплохие деньги, но и развил за прошедшие 25 лет такие отрасли, как автомобилестроение, нефтехимия, машиностроение, бытовая электроника, текстильное производство. |
В политике Ислам Каримов также пошел собственным путем, сохраняя жесткую вертикаль власти и не позволяя радикальному исламу, а также «европейским принципам демократии» определять жизнь в стране.
Во внешнеполитических вопросах президент предпочитал двусторонние связи с другими странами, а не вступление в какие-либо союзы и блоки. Он старался поддерживать ровные отношения как с США, так и с Китаем и Россией.
Серьезное испытание президент Узбекистана прошел в 2005 году, когда в узбекском городе Андижане начался бунт с захватом оружия в находившейся там военной части. Мятеж был жестко подавлен, погибли от 280 до 800 человек. Ислам Каримов тогда показал, что не позволит опрокидывать власть в государстве посредством «цветных революций», хотя и подвергся жесткой критике со стороны Запада.
Сегодня в государстве существует элита, состоящая из соратников Ислама Каримова и воспитанная в светских традициях. Люди, окружавшие президента, несмотря на то, что выборы нового лидера имеют заведомо конфликтный потенциал, заинтересованы в стабильности страны и в следовании тем путем, который избрал Ислам Каримов. В исламизации или демократизации по западному образцу в узбекских властных структурах сегодня не заинтересован никто. И то и другое означало бы дестабилизацию одной из самых спокойных и предсказуемых стран Средней Азии. Хотя нельзя исключать вмешательства в дела Узбекистана извне. Радикальные исламисты мечтают построить на территории республики халифат, а западные либералы заученно твердят о недостаточном демократизме Ташкента.
В сохранении прежнего курса Узбекистана кровно заинтересована и Россия, которая всегда стремилась видеть в этой республике надежного дружественного партнера и стабильно развивающегося крупного регионального игрока.