Уникальные экспонаты из истории развития дорожного движения можно найти в музее ГАИ-ГИБДД РТ
Знаете ли вы, как переводится с французского слово «шофёр»? А где до тридцатых годов прошлого века в Казани водители автомобилей приобретали горючее? А когда и кем в России были впервые разработаны правила дорожного движения?
КАК КОНДУКТОР ЦАРЯ ПЛАТИТЬ ЗАСТАВИЛ
На эти и другие вопросы можно получить ответы, побывав в музее истории ГАИ-ГИБДД, расположенном в Казани, в административном комплексе Госавтоинспекции Татарстана. Музей был основан ещё в 1994 году, но в старом здании ГАИ он занимал небольшую площадь. Когда в 2005 году построили новое здание УГИБДД РТ, под музей сразу было выделено просторное помещение.
Сейчас в нескольких залах подробно представлена вся история Госавтоинспекции республики. Здесь бережно хранятся экспонаты, исторические фотографии, напоминающие о событиях далёких лет, когда повозки с лошадьми уже уходили в прошлое, а автомобили уверенно занимали место в жизни общества.
Музей истории ГАИ-ГИБДД ежегодно посещают сотни школьников. Здесь они встречаются с ветеранами и действующими сотрудниками службы, работниками ГБУ «Безопасность дорожного движения», юными инспекторами движения. Кроме того, сюда приходят вновь принятые на службу сотрудники, для которых также организуются встречи с прославленными ветеранами.
Помимо познавательных экскурсий, здесь регулярно проводятся мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Так, в прошлом году музей посетили более полутора тысяч учащихся Татарстана.
Как раз во время нашего визита в музей приехала группа школьников одного из отдалённых районов Татарстана. Посмотрим, как ветеран Госавтоинспекции Владимир Кунчий проводит для них экскурсию…
– Первым в Российской империи устанавливал правила дорожного движения царь Пётр I, – рассказывает он. – Царь издал специальный указ, в котором, в частности, было строгое требование: «Управлять повозками должны возницы, а лошади должны быть запряжены». Свою лепту в правила внесла императрица Анна Иоанновна. При ней в России разработали обязанности правоохранителей, в частности, по линии дорожного движения, возницы стали регистрироваться в полиции и проходить медосмотр, а за нетрезвое вождение наказывали вплоть до ссылки на каторгу. То есть, уже тогда, в начале XVIII века, боролись с нарушителями ПДД. Ещё императрица распорядилась поставить вдоль дорог верстовые столбы, по которым определялось расстояние.
Чтобы экскурсия была более увлекательной, Владимир Анатольевич втягивает ребят в живой диалог, задаёт вопросы.
– Как вы думаете, от каких и до каких точек населённых пунктов мерили расстояние? – спрашивает он и поясняет: – Правильно, от почты до почты.
Или рассказывает занимательную историю: «Как-то император Николай I, гуляя по Невскому проспекту, захотел проехать на дилижансе. Возле Адмиралтейства он решил выйти, но ему преградил дорогу кондуктор. «Позвольте получить деньги за проезд!» – потребовал он. Николай Павлович оказался в затруднительном положении, ведь денег он при себе никогда не имел. Кондуктору ничего не оставалось, как принять честное слово императора, что он непременно чуть позже оплатит проезд. На следующий день придворный камер-лакей доставил в контору дилижансов десять копеек с приложением 25 рублей на чай тому самому контролёру.
– Так кондуктор отличился, чётко исполнив свои служебные обязанности, не посмотрев на то, что перед ним царь. Вот вам пример того, как надо соблюдать законы и требовать их соблюдения от других. Это касается и правил дорожного движения, – даёт рекомендации школьникам ветеран ГАИ.
«ШОФЁР» – ЭТО «КОЧЕГАР»
Владимир Кунчий рассказывает, как развивался общественный транспорт и как в начале прошлого века появились на улицах трамваи. На одном из старых фото Казанского Кремля, где в кадр попали рельсы.
Вместе с трамваями стали появляться паромобили, которыми уже управляли шофёры.
– Кстати, «шофёр» в переводе с французского означает «кочегар», – улыбается Владимир Анатольевич.
В музее есть и наглядные свидетельства того, как расширялось, оживлялось автомобильное движение, на улицах стали появляться машины с двигателями внутреннего сгорания. Вот фото первых машин в Казани…
– А вы знаете, где тогда брали бензин? – обращается к ребятам экскурсовод.
– На заправках?
– Нет, заправки у нас появились только в 1930 году, а автомобили ездили с 1903-го. Видите на фото здание на улице Баумана напротив храма? Это старейшая в Казани аптека. Так вот, бензин покупали в ней. Человек брал три вида лекарств во флаконах, сливал их в ведро, смешивал, и получалось автомобильное топливо.
…Первая мировая война не только принесла бедствие народам, но и вызвала увеличение числа автомобилей на дорогах.
– Любая война – это необходимость развития техники, в том числе военно-гражданского назначения, – утверждает Владимир Кунчий. – Машин стало больше, на трассах появились дорожные знаки, а также первые регулировщики. Это были не сотрудники ГАИ, а обычные постовые, которые регулировали движение с помощью жезла. Кстати, длина жезла тогда составляла аж 90 сантиметров, и был он красного цвета. Позже его укоротили и сделали чёрно-белым. Между прочим, жезл – российское изобретение. В большинстве других стран движение регулируется руками, а в некоторых – ещё и ногами.
Музей истории ГАИ-ГИБДД ежегодно посещают сотни школьников. Здесь они встречаются с ветеранами и действующими сотрудниками службы, работниками ГБУ «Безопасность дорожного движения», юными инспекторами движения. Кроме того, сюда приходят вновь принятые на службу сотрудники, для которых также организуются встречи с прославленными ветеранами
Среди многочисленных музейных экспонатов есть карандашный набросок – портрет человека-легенды, немца по происхождению, незаурядной личности Филиппа Рудольфа. Он приехал в Казань в 1911 году и работал в мастерской «Аутотранспорт» богатого купца Леонида Стародубцева. Если во всём городе в то время было всего одиннадцать автомобилей, то у этого купца их было шесть. Рудольф первым в Казани получил права и стал личным шофёром Стародубцева. После революции 1917 года Филипп наладил учёт транспортных средств, организовал обучение и выдачу водительских удостоверений, наладил ремонт автомобилей и создал автотранспортный техникум. Также он участвовал в установке первого в Казани светофора на перекрёстке улиц Баумана и Чернышевского в 1934 году.
– К слову, первый в России светофор был установлен в Москве в 1930 году, – продолжает Владимир Анатольевич и показывает детям рисунок с изображением дяди Стёпы из одноимённой поэтической пенталогии Сергея Михалкова. – Скажите, что не так на этом рисунке?
– Цвета светофора по-другому расположены, – отвечает один из школьников.
– Правильно. Но это не ошибка художника. До 1959 года, пока СССР не присоединился к Международной конвенции о дорожном движении, у нас в стране на светофорах зелёная секция располагалась вверху, а красная – внизу.
ГАИ МВД ТАССР было образовано 3 июля 1936 года. Когда в годы войны мужчины ушли на фронт, их места в качестве стражей порядка на дорогах заняли женщины. И они смело боролись не только с правонарушениями на дорогах, но и с бандитизмом, шпионами и диверсантами. Женский отряд регулировщиц просуществовал в Казани до 1954 года, пока постепенно не вернулись с войны мужчины.
ДОМОЙ – НА ТРОФЕЙНОМ МОТОЦИКЛЕ
К слову, некоторые из наших воинов-победителей возвращались домой на трофейной технике. Например, Мансур Заляев, закончивший войну командиром разведвзвода, приехал в Казань из Германии на мотоцикле и устроился на работу в ГАИ. Уволился он уже в звании полковника и в должности начальника дорожного надзора Госавтоинспекции республики в 1982 году. Между прочим, в музее хранятся мотоциклы, на которых ездили автоинспекторы тех лет.
– В шестидесятых годах прошлого века у нас появились первые скоростемеры, – рассказывает ветеран ГАИ. – Но они не имели ничего общего с современным радаром. Внешне скоростемер схож с обычным секундомером, различие лишь в том, что вместо минут он проградуирован километрами в час. Автоинспектор выбирал статичный объект на обочине дороги (например, столб или дерево), отмерял от него 50 или 100 метров и становился в отдалении. Как только автомобиль проезжал мимо объекта, скоростемер включался, а когда авто преодолевало обозначенное расстояние, выключался. С замершей на определённой цифре стрелкой инспектор подходил к нарушителю, чтобы при необходимости оформить протокол. Водители тогда были дисциплинированными и обычно не спорили.
Владимир Кунчий показывает юным гостям и другие приспособления, которые использовали сотрудники Госавтоинспекции на службе. Это и изделие принудительной остановки транспорта типа «Ёж», и устройство для проверки правильности установки колёс, и скоростемер «Фара», и примитивный алкотестер со стеклянной трубкой, и первый автоэкзаменатор кандидатов в водители, и старинный фотоаппарат…
– А вот первые приборы для измерения давления в колёсах, – комментирует ветеран ГАИ. – Если баллоны будут накачаны по-разному (а разницу в 0,5 атмосферы мы визуально не определим), то при резком торможении на большой скорости автомобиль может опрокинуться. Так что напоминайте своим знакомым водителям, что раз в месяц нужно проверять давление в шинах.
Владимир Анатольевич не только с интересом рассказывает об экспонатах, но и скрупулёзно разъясняет детям основы безопасного поведения на дорогах. Даже проводит небольшую политинформацию. Что скажешь – настоящий профессионал!
Есть в музее и уголок, посвящённый памяти погибших сотрудников Госавтоинспекции. Почти тридцать полицейских этого подразделения МВД РТ отдали свои жизни в борьбе за безопасность дорожного движения. Действующие сотрудники ГИБДД, ветераны ведомства чтут память о них, ухаживают за могилами, помогают семьям.
Следующая экспозиция посвящена современным будням Госавтоинспекции. Здесь кубки, почётные грамоты, различные призы, свидетельствующие о многочисленных победах в соревнованиях не только сотрудников, но и юидовцев, участников конкурсов и т. д.
Небольшая площадь в музее отведена под учебный класс, где с детьми занимаются специалисты отдела профилактики ГБУ. Всё это, согласитесь, очень полезно. И не только детям, но и взрослым.