Умные счётчики: защита, экономия, комфорт

О том, как в Татарстане внедряется интеллектуальная система учёта энергии и как умные приборы помогают в борьбе с её хищением и защищают от «левых» подключений, в беседе с корреспондентом «РТ» рассказал начальник службы систем учёта электроэнергии АО «Сетевая компания» Роман Осиков.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

 

осиков

 

1 июля исполнится ровно год, как в стране введены принципиальные, можно даже сказать, революционные изменения в области учёта электроэнергии. Энергетические компании обязывают устанавливать в домах и квартирах интеллектуальные системы учёта электроэнергии. Одно хорошо: установка, обслуживание и замена приборов учёта электроэнергии на новые должны проводиться только за счёт энергокомпаний.

 

О том, как в Татарстане внедряется интеллектуальная система учёта энергии и как умные приборы помогают в борьбе с её хищением и защищают от «левых» подключений, в беседе с корреспондентом «РТ» рассказал начальник службы систем учёта электроэнергии АО «Сетевая компания» Роман Осиков.

– Роман Викторович, для начала напомните, какие законодательные акты регламентируют процесс поверки приборов учёта и монтажа умных счётчиков?

– В первую очередь это Федеральный закон №522 от 27 декабря 2018 года, который внёс ряд принципиальных, можно даже сказать, революционных изменений в законодательные акты в области учёта электроэнергии. Главное – с июля 2020 года ответственность за организацию учёта электроэнергии несут сетевые и сбытовые организации. Сетевые отвечают за установку, обслуживание счётчиков электроэнергии, подключённых к их сетям, кроме многоквартирных жилых домов. Соответственно, гарантирующие поставщики (в нашем случае это «Татэнергосбыт») отвечают за счётчики в многоэтажках.

Кроме того, законодательными новеллами чётко прописано, когда у сетевой организации появляется обязанность по замене или установке приборов учёта: в случае если такой прибор вышел из строя, если у него истёк срок эксплуатации или допустимый период работы между двумя поверками (межповерочный интервал), а также если его ранее вовсе не было.

Отдельный раздел касается технологических изменений для заявителей, которые ещё только планируют присоединиться к нашим сетям, – теперь уже мы организовываем учёт электроэнергии. Кроме этого, с 14 марта 2021 года (постановление №2184 от 21 декабря 2020 года) у нас появилось право вместо замены приборов учёта провести его поверку.

 

СМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОВЕРИТЬ

– Какие критерии учитываются при принятии решения о том, будет проводиться поверка или полная замена счётчика?

– Мы сформировали две программы: часть приборов учёта включили в программу по поверке, другую часть – по замене. Относительно новые надёжные электронные приборы (у физических лиц) с хорошим классом точности мы планируем поверить, так как имеется большая вероятность того, что они послужат нам и в течение следующего поверочного интервала. А под замену в первую очередь идут старые, индукционные приборы учёта, с крутящимся диском. Таких приборов за годы, когда обязанность по поверке и замене счётчиков электроэнергии лежала на потребителях, накопилось несметное количество. У юридических лиц мы будем проводить только замену.

В текущем году запланировано поверить почти 60 тысяч и заменить более 42 тысяч приборов учёта по всей республике. Исключим, пожалуй, только Елабужский и Верхне­услонский районы, где в предыдущие годы мы заменили практически все старые счётчики на новые, интеллектуальные.

 

– В чём заключается про­цедура поверки?

– Это проверка технологических и метрологических характеристик счётчика по специально утверждённой методике, разработанной заводом­-изготовителем. Она проводится с выездом на место: эталонный счётчик подключается к имеющемуся у потребителя, и их данные сравниваются. Если погрешности превышают допустимые нормы, то измеритель бракуется и не допускается к дальнейшему использованию.

Помимо определения погрешности, специалисты проводят визуальный осмотр – проверяют целостность корпуса, а в случае если счётчик двухтарифный, то проверяют часы и тарифное расписание.

 

БЕСПЛАТНО ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

– Насколько затратны для потребителей такие манипуляции в финансовом плане и по времени?

– За поверку и замену мы денег не берём ни с юридических, ни с физических лиц. О предстоящих работах за месяц информируем СМС­-сообщением, а потом повторно, не позднее чем за три дня до выезда бригады, производим обзвон. Помимо этого, информация размещается на официальном сайте нашей компании, а также в различных соцсетях – в социальных группах населённых пунктов, где проводятся работы, взаимодействуем с главами сельских поселений. Так что у потребителей есть возможность заранее распределить дела, распланировать день и выделить полчаса.

 

– Как я понимаю, график работ составлен до конца года. Но как быть хозяевам домовладений, которые не попали в этот список, в случае если их счётчик не­ожиданно вышел из строя?

– Проблем нет – мы включим такие домовладения в график. Вообще же график корректируется ежемесячно по мере обновления информации по договорам электроснабжения, передачи электросетей, прихода новых потребителей…

 

– Поверкой и заменой приборов вы занимаетесь не первый год. Есть ли разница между теми работами, которые вы проводили в начале и сейчас?

– Да, из года в год мы, конечно, совершенствуем подход к установке этих приборов учёта. Если говорить о технических решениях, то глобальных изменений нет – продолжаем использовать ту же систему, те же приборы учёта, с которых начинали. Они нас устраивают по функциональным характеристикам. Но мы постоянно пересматриваем, улучшаем комплектацию приборов. В частности, сейчас щит учёта комплектуется двумя автоматическими выключателями, что даёт потребителям возможность спокойно обесточивать свой дом (при длительном отъезде, например). Прибор учёта при этом остаётся в работе, и система нормально функционирует.

Кроме того, наши специалисты постоянно ищут резервы для сокращения сроков установки приборов. Большая часть работ по замене и поверке приборов учёта проводится методом РПН (работы под напряжением), поэтому электроэнергия у потребителей в это время не отключается.  За счёт этого мы добились того, что процедура поверки приборов учёта (вместе с составлением всех необходимых документов) снизилась до 20–30 минут. Сократился и период от начала подачи заявки (в основном это важно для процедуры технологического присоединения).

 

ПРЕИМУЩЕСТВА: И НАШИМ, И ВАШИМ

 

умные-счетчики
Умные счётчики энергии снижают потери электроэнергии на 10–30 процентов.

 

– Старые счётчики, как вы говорили, подлежат замене на современные, интеллектуальные. Напомните об их преимуществах.

– В первую очередь хочется отметить, что установка интеллектуальных приборов учёта избавляет потребителя от ежемесячной обязанности по снятию и передаче в Татэнергосбыт данных о потребляемом электричестве: умный счётчик делает это сам. При этом данные счётчика каждый сможет посмотреть в своём личном кабинете на сайте или мобильном приложении нашей сетевой компании. Более того, в нём есть показания за каждый день и час, так что проанализировав почасовую динамику электропотребления, потребитель может оптимизировать расходование энергии и, соответственно, сократить платежи при помощи перехода на многотарифный учёт (существуют, как известно, три группы тарифов на электроэнергию, разделённые в зависимости от времени потребления в течение суток).

Плюс ещё в том, что фиксируются также уровень напряжения и частота, что позволяет следить за качеством электроэнергии. Интеллектуальные приборы учёта обладают защитными функциями: в случае замыкания или ещё какого-­либо ЧП встроенное реле прибора учёта отключает абонента от сети.

 

– Но и сетевая компания в чём-­то наверняка тоже выигрывает – должны же вы компенсировать расходы по обновлению системы учёта?

– Наша выгода в том, что интеллектуальный прибор учёта обеспечивает своевременный сбор показаний и позволяет точно определять объём оказанных услуг. Есть и другие технические характеристики прибора, дающие дополнительный эффект. Так, прибор учёта является не просто механизмом для определения расхода электроэнергии, но и активным датчиком, который передаёт в наш диспетчерский пункт информацию обо всех нарушениях в сети – к примеру, о провалах напряжения, искажении, аварийном отключении. Ежедневно к нам поступают сотни тысяч таких сигналов, все они обрабатывается программным обеспечением, и диспетчеры, таким образом, получают картину электросетей фактически в online-­режиме.

 

НИ СКРУТИТЬ, НИ ОБМАНУТЬ

– Помогают ли электронные счётчики в борьбе с хищением электроэнергии и в защите от неправильных подключений? Можно ли «скрутить» показания умного счётчика?

– Да, помогают. Мы устанавливаем прибор учёта не в доме, а строго на границе раздела, на опоре, что исключает все варианты, которые потребители раньше придумывали для воздействия на счётчик. Прибор надёжно защищён от воздействия магнитов, вскрытия, и в случае чего сам сообщает о любом срабатывании электронной пломбы. Соответственно, такие счётчики, в отличие от индукционных, невозможно скрутить.

Впрочем, раньше часто вмешивались в работу приборов учёта владельцы сезонного бизнеса – баз отдыха, развлекательных комплексов, продавцы мороженого. Сейчас это тоже рискованно – неоправданно резкий скачок потребления электроэнергии не остаётся незамеченным нашими диспетчерами.

 

– Может быть, поэтому некоторые хотят остаться при своём стареньком, «проверенном» временем  счётчике? Вправе ли потребитель отказаться производить замену?

– Законодатель прописал чётко, что не принять новый счётчик, если его уже установили, потребитель не может. Но при этом он может не демонтировать старый счётчик.

 

– И контролировать, таким образом, вас? Ведь он получает возможность сравнивать показания старого и нового счётчиков…

– Почему бы и нет? Пусть контролирует. К нам, кстати, поступает довольно много обращений по поводу того, что якобы после замены счётчика показания расхода изменились в сторону увеличения и что данные старого, недемонтированного счётчика не совпадают с новым. Мы прорабатываем каждое такое заявление: наша бригада в течение нескольких дней выезжает на место и с помощью специального прибора проводит экспресс-­оценку работы счётчиков.

Как правило, в итоге выясняется, что либо потребитель сам некорректно снимает показания счётчика (мелькают цифры), либо делает это не в равный промежуток времени, например, один раз строго за месяц, а в следующий – на неделю раньше.

 

– А если всё же допустить, что реальные затраты электроэнергии меньше, чем показывает умный счётчик? Может быть, потеря происходит из­-за того, что приборы устанавливаются не дома, а на улице, где на него могут оказать влияние атмосферные явления? Перепады температур, например?

– Могу заверить, что со­временные приборы учёта, которые мы устанавливаем, сертифицированы по всем параметрам для применения в Российской Федерации, имеют достаточно высокий класс точности, а погрешность не превышает один процент – как и положено по законодательству. Счётчики устанавливаются в герметичном корпусе, надёжно защищены от воздействия атмосферных факторов и механических повреждений. Температурный режим работы прибора находится в диапазоне от минус 40 до плюс 70 градусов по Цельсию. При этом влажность окружающего воздуха абсолютно не влияет на его работу.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще