Если попросить вас назвать имена выдающихся педагогов, кого вы вспомните? Наверняка Макаренко, Сухомлинского. Из «ненаших», возможно, кто-то назовет Песталоцци, Коменского… В общем, гендерный приоритет подборки ясен – имена сплошь мужские. Вспомним и о том, что ни в Российской империи, ни в СССР, ни в современной России ни разу не было министра образования – женщины. А теперь давайте представим себе среднестатистического современного учителя. И это наверняка будет женщина. Почему же педагогов-мужчин так мало сегодня в наших школах? И что делать, чтобы их там стало больше?
ТРЕНДЫ ВРЕМЕНИ
Исторически в России педагогами практически всегда были мужчины. Но XX век многое поменял в гендерном векторе профессии. Ощутимое сокращение числа мужчин в наших школах началось еще в советские годы.
– В школе тех лет все было достаточно жестко заидеологизировано, – говорит заслуженный учитель Татарстана преподаватель истории казанского лицея-интерната №2 Юрий Лазарев. – Там существовало много формальных ограничений, и мужчине с его стремлением к новаторству сложно было себя реализовать.
Ощутимое сокращение числа мужчин в наших школах началось еще в советские годы
Перестроечные и первые постперестроечные времена, когда были серьезные проблемы с зарплатами, «вымыли» из школ практически всех еще остававшихся там представителей сильного пола. Но в последнее время ситуация начала меняться. В школах Татарстана, рассказали нам в республиканском Минобрнауки, после 2010 года стало расти число молодых учителей-мужчин. Именно в 2010-м стартовала стратегия развития образования «Килэчэк», согласно которой выпускникам вузов, пусть даже не педагогических, пожелавшим пойти работать в школу, полагались гранты «Наш новый учитель». В те же годы в республике ощутимо увеличились зарплаты учителей. Как итог – если в 2011–2012 учебном году учителей-мужчин в наших школах работало около 12,5 процента, то в прошлом учебном году – уже 13. Разница вроде бы невелика, но в абсолютном выражении это около двухсот человек. Двести молодых мужчин – выпускников лучших вузов Казани пришли за три года в наши школы. И если такую грантовую поддержку продолжат (а министр образования и науки Энгель Фаттахов это обещал), то и тенденция, видимо, сохранится.
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
При этом в министерстве говорят, что специального упора на привлечение в школу именно мужчин не делается. Важно, чтобы среди учителей в принципе стало больше молодых людей. Так может, и нет особой необходимости в гендерном разнообразии педсостава? Учили нас десятилетиями женщины, и ничего – выучили как-то.
Школа – это некая модель мира. | |
Детям нужно видеть, что этот мир состоит из мужчин и женщин, понимать разницу между ними. Тем более сегодня, когда многие дети воспитываются в неполных семьях. |
– Я не замечала, чтобы качество преподавания зависело от пола учителя, – говорит директор 111-й казанской школы Анастасия Звездина. – И то, что мужчине-педагогу лучше удается поддерживать дисциплину, не более чем стереотип. Бывают и учителя-женщины, которых дети боятся как огня, и мужчины, у которых на уроках разброд и шатание. Но если мы говорим о том, что школа – это некая модель мира, то детям нужно видеть, что этот мир состоит из мужчин и женщин, понимать разницу между ними. Тем более сегодня, когда многие дети воспитываются в неполных семьях.
– Безотцовщина – большая проблема современного общества, – согласен с коллегой Юрий Лазарев. – И если у ребенка будет возможность хотя бы в школе получить мужское воспитание, это отчасти поможет ее решить. Поэтому гендерный баланс школе необходим.
Опять же – мальчикам в общении с педагогом, особенно на уроках физкультуры или труда, где класс делят по половому признаку, важно ощущение некоей мужской солидарности, товарищества. И когда учитель пожимает старшекласснику руку, то они в этот момент как бы отдают долг незримому мужскому братству.
Но не только в воспитательных целях нужен школе сильный пол.
В 2010-м стартовала стратегия развития образования «Килэчэк», согласно которой выпускникам вузов, пусть даже не педагогических, пожелавшим пойти работать в школу, полагались гранты «Наш новый учитель»
– Есть некая гендерная разница в образовательных подходах, – поясняет Лазарев. – Мужчина – новатор, он генерирует что-то новое. Женщина – хранитель традиций. Женщина-педагог воссоздаст отработанную систему урока и будет ее очень качественно воспроизводить. И это хорошо, потому что процедуре образования нужна стабильность. Но без инноваций невозможно развитие, движение вперед. А инновации – это прерогатива мужчин.
ВЫЖИТЬ В СИСТЕМЕ
Год назад Руслан окончил университет и теперь преподает в одной из казанских школ. Пошел он туда вполне осознанно, поскольку полагает, что учить детей – это некая миссия, эта работа позволяет мужчине почувствовать, что он занимается действительно стоящим делом. Но признается при этом, что грант «Наш новый учитель» стал сильным аргументом в пользу именно такого выбора.
– Если государство не сбавит обороты в плане поддержки сферы образования, то мужчин в школу будет идти все больше, – говорит он. – Сегодня на начальном этапе карьеры зарплата у молодого педагога удовлетворительная. Но я, например, пока не женат, и с появлением семьи материальный фактор для меня, конечно, станет более значимым. Я бы хотел остаться в школе. Но нужно, чтобы зарплата здесь отвечала вызовам времени.
Однако не только деньги влияют на решение мужчины, когда встает вопрос о продолжении педагогической карьеры.
Мальчикам в общении с педагогом, особенно на уроках физкультуры или труда, где класс делят по половому признаку, важно ощущение некоей мужской солидарности, товарищества
– Вокруг профессии учителя много мифов, и один из них – что здесь нельзя заработать, – говорит директор казанского лицея-интерната №2 Ирек Ризванов. – Зарабатывать в школе можно. Есть другой момент. Когда молодой учитель приходит в школу, он многого не умеет, но при этом хочет привнести в работу что-то новое. Не все руководители готовы возиться с начинающим специалистом – учить его, развивать и при этом поддерживать его новаторские устремления.
Как удалось понять из общения с учителями-мужчинами, чаще всего в штыки их воспринимают руководители-женщины. Тот самый традиционализм, устоявшаяся схема работы, которую никто не хочет ломать, – в этой системе молодой человек либо ломается и становится «как все», либо (что чаще) навсегда уходит из профессии. К тому же современная школа – достаточно заформализованная структура с массой непонятных отчетов, ненужных конспектов. И более исполнительные женщины справляются со всей этой «допнагрузкой» лучше. Мужчине же, признается начинающий педагог Руслан, это довольно сильно отравляет жизнь, ведь ему важно двигаться вперед, а бюрократические формальности, смысла которых он часто не понимает, отнимают время.
– К сожалению, некоторые директора хорошим считают учителя, который вовремя приходит на работу и заполняет классный журнал, – констатирует Юрий Лазарев. – А более дисциплинированные работники – это, как правило, женщины. Так система выдавливает мужчин.
Чаще всего в штыки учителей-мужчин воспринимают руководители-женщины. Тот самый традиционализм, устоявшаяся схема работы, которую никто не хочет ломать, – в этой системе молодой человек либо ломается и становится «как все», либо (что чаще) навсегда уходит из профессии
– Нужно быть колоссальной личностью, чтобы зайти в систему и изменить ее, – продолжает тему один из педагогов лицея-интерната №2 Ильнур Мифтахов. – Поэтому очень важно, в какой коллектив попадет начинающий педагог.
В самом лицее (а учатся в нем только мальчики) 80 процентов педсостава – мужчины. И это, признаются здешние учителя, сильно облегчает работу. Здесь не придираются к не вовремя заполненному журналу, зато всячески приветствуют стремление к новаторству на уроках. И что характерно – среди педагогов много выпускников этого же лицея. В этом, полагает Ильнур Мифтахов, нет ничего удивительного, ведь у лицеистов перед глазами всегда есть образцы умных, успешных мужчин-преподавателей.
Собственно, как раз такого образа сегодня очень не хватает в нашем обществе.
– Многие считают, что в школу мужчина сегодня может пойти только от безнадежности, – говорит учитель истории 111-й школы Арсений Расковалов. – Думаю, нужно повышать социальный статус профессии. Например, какими популярными в советское время были фильмы «Доживем до понедельника», «Большая перемена»! Образ учителя-мужчины там вызывал уважение, желание подражать…
Действительно, а каких учителей-мужчин нам предлагает современная кинокультура? Честно говоря, на памяти только созданный Дмитрием Нагиевым карикатурно-приблатненный образ физрука, вряд ли вызывающий желание пойти по его стопам, да еще герой повести Алексея Иванова «Географ глобус пропил», воссозданный на киноэкране Константином Хабенским, – персонаж в целом положительный, но все же по жизни скорее неудачник.
Нужно повышать социальный статус профессии учителя. Например, какими популярными в советское время были фильмы «Доживем до понедельника», «Большая перемена»! Образ учителя-мужчины там вызывал уважение, желание подражать
Между тем, говорит Ильнур Мифтахов, общение с участниками различных мероприятий, проводимых по республиканской программе поддержки талантливой молодежи, показывает: желание приложить руку к формированию нового поколения, влиять на подрастающие умы у молодых ребят есть, и немалое. Но часто они боятся идти в школу, считая, что это слишком зашоренная система с не вполне понятными правилами, к тому же не позволяющая материально состояться.
Остается только надеяться, что требования новейшего времени, бурное развитие технологий и апгрейд мышления все же приведут к неизбежным качественным изменениям этой системы. И тогда учитель-мужчина, новатор по своей сути, снова будет востребован в педагогике.