Учиться, учиться и… двигаться

В лицее лаишевского села Усады сделали ставку на физкультурное сопровождение учебных занятий

«По коридору не бегать, ходить вдоль стеночки!», «По лестницам не скакать, по перилам не съезжать!». Редко кого из нас не пытались успокоить таким образом учителя, когда мы носились сломя голову на перемене по школьным коридорам.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

В лицее лаишевского села Усады сделали ставку на физкультурное сопровождение учебных занятий

 

 

«По коридору не бегать, ходить вдоль стеночки!», «По лестницам не скакать, по перилам не съезжать!». Редко кого из нас не пытались успокоить таким образом учителя, когда мы носились сломя голову на перемене по школьным коридорам.

 

Но правда в том, что бегать для детей – это нормально. Только представьте – маленький человек, у которого внутри кипит неуёмная энергия, часами не двигается на уроках. Поначалу весь организм бунтует против такой «усидчивости» и требует выплеска, но со временем школьник, вынужденный «успокаиваться», предпочитает на перемене прилипать к смартфонам.

Известно, что до определённого возраста усидчивость просто-напросто вредна. Так, специалисты организационно-методического отдела Детской республиканской клинической больницы провели анализ состояния здоровья детского населения и выяснили, что доля абсолютно здоровых детей в Татарстане не превышает 16 процентов.

Как правило, за годы учёбы в основном страдают зрение и осанка. Так, если перед поступ­лением в школу нарушение зрения отмечается у пяти процентов татарстанских детей, то перед выпуском – у двенадцати, а число сколиозников за годы учёбы увеличивается в пять раз. Подобное, но более глубокое исследование здоровья школьников провели эксперты из Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей при Минздраве России. И выявили ещё более удручающую картину: в первом классе учатся чуть более четырёх процентов абсолютно здоровых детей, а к концу одиннадцатого нет ни одного ребёнка без каких-либо отклонений.

 

 

Владимир ТРОШИН,
директор многопрофильного лицея в селе Усады:
Методика преподавания физкультуры имеет свои особенности, однако в начальной школе эти уроки не всегда ведут физруки, и к тому же зачастую используют эти уроки для других предметов. У нас в лицее физкультуру преподают профессионалы.

Ухудшение здоровья приходится именно на период обу­чения в школе. Но возможно ли сегодня при существующих нагрузках и прогрессирующей гиподинамии у детей вырастить здоровое поколение?

В селе Усады Лаишевского района есть многопрофильный лицей на 500 мест, который так и называется – «Здоровое поколение». Он совсем новый, работает всего три месяца – построен в рамках федеральной программы «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Рес­публики Татарстан». Об этом лицее уже ходят легенды. Говорят, что здесь детям не запрещают «активно двигаться». Наоборот, на переменах они танцуют, на уроках каждые 10–15 минут – гимнастика, причём не банальная «мы писали, мы писали, наши пальчики устали…», а вполне серьёзная, с включением зрительных упражнений и элементов от йоги – для усиления кровотока и активизации организма.

Мы побывали в этом лицее, благо село находится в получасе езды от Казани.

И вот навстречу нам бод­рым, упругим шагом спешит директор – потомственный педагог в третьем поколении, экс-депутат, учитель физкультуры по образованию и, судя по стремительной походке, спортсмен по жизни Владимир Трошин.

Мы едва поспевали за ним: он показывал учебные классы, успевая при этом познакомить с идущей навстречу Миляушой Муллыйевной («Талантливый учитель татарского языка!»), заглянуть в кабинет лечебной физкультуры («Алия Раджабовна – прекрасный сертифицированный инструктор ЛФК!»), а в кабинете технологии – полюбоваться столом, который девочки сервировали под чутким руководством учителя технологии Анны Василевской.

Замечаем: все учащиеся ходят по школе в кроссовках, а вместо тесных пиджаков и жилетов поверх рубашек – трикотажные жилеты. «Это у нас форма такая – дети должны ходить в удобной обуви и одежде, не стесняющей движений. Для перемещения по школе кроссовки определённого стандарта – дышащие и с хорошим супинатором, для спортзала – другие, для улицы – третьи. Я и сам так хожу», – поясняет Владимир Трошин, указывая на свои кроссовки и жилет.

 

 

В лицее всё до мелочи заточено на то, чтобы не ограничивать детей в физической активности, дать им возможность хорошо размяться. Владимир Трошин по опыту знает, что если детям не давать знания, умения и навыки по физическому воспитанию в начальной школе, то их потом очень сложно, а порой невозможно прививать.

Поэтому уроки физкультуры здесь – святое дело. ­«ФГОСом определено, что внеу­рочная деятельность должна тесно соприкасаться с физическим развитием ребёнка, но часто это бывает только на словах, – говорит Владимир Трошин. – Методика преподавания физкультуры имеет свои особенности, однако в начальной школе эти уроки не всегда ведут физруки, и к тому же зачастую используют эти уроки для других предметов. У нас в лицее физкультуру преподают профессионалы. Один из трёх уроков в неделю – это занятия самбо, которые ведут наши же учителя – профессиональные спорт­смены». Как известно, несколько лет назад Президент России Владимир Путин возродил в стране нормы ГТО – физкультурную программу советских времён по воспитанию патрио­тической молодёжи. В лицее созданы все условия для сдачи норм этого всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, что позволило открыть здесь «Школу ГТО», и на сегодня охват обучающихся лицея этим проектом достиг 90 процентов.

 

 

Но не забывают ли здесь о главном назначении образовательного учреждения с таким директором-физкультурником? Ни в коем случае. Лицей многопрофильный, и здесь развиваются три направления образования. Первое, инженерно-техническое, предусматривает углублённое изучение информатики и математики. С сентября этого года в среднем звене введён курс «Инженерное проектирование». В дальнейшем планируется развитие киберспорта, открытие в рамках «школы после уроков» курса программирования, а в младших классах – робототехники. Есть договорённость о сотрудничестве с IT-компанией ICL (её подразделение находится на территории села). Компания подарила лицею три мощных компьютера и огромную тач-панель и рассчитывает подрастить в лицее для себя кадры. Второе направление – социально-экономическое, предполагает углублённое изучение в лицее обществознания, экономики и права. Для детей с гуманитарным складом ума преду­смотрено билингвальное (татарско-русско-английское) направление. Преподавание отдельных предметов с использованием двух языков пока ведётся только в одном классе, но со временем билингвальные классы появятся и в среднем звене.

Все родители хотят, чтобы их дети хорошо учились, успешно усваивали новый материал, при этом оставались в бодром настроении и не подрывали своё здоровье. Тогда нужно не забывать: физическая активность идёт только на пользу умственному развитию.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще