1

Учителям сложно. Но кому легко?

 

круглый-стол

 

Жизнь современных учителей сильно осложняют многочисленные правовые риски. Об этом говорили на днях на юрфаке Казанского федерального университета.

 

Инициировало обсуждение проблемы татар­станское отделение Ассоциации юристов России. Открывая разговор, председатель комиссии по совершенствованию законодательства татарстанского отделения АЮР Айнур Гильмуллин отметил, что, конечно, нормативно-правовая база для педагогической работы у нас есть, но существует множество нюансов, которые необходимо знать современному учителю. В частности, это касается отношений с учениками и их родителями.

Некоторые примеры проб­лемных ситуаций из реальной юридической практики привела декан юрфака Лилия Бакулина. Учителя, отметила она, часто теряются в сложном мире правовых ограничений. Скажем, не пустил на урок ученицу с крашеными волосами или без формы – и вроде бы прав, ведь в уставе школы это оговаривается… Но в итоге оказывается, что ты нарушил право ребёнка на образование. Родители (да и сами ученики) сейчас грамотные, свои права знают…

Или другая ситуация, которую описал директор 19-й казанской гимназии Андрей Талманов. Подростка поймали в туалете школы с электронной сигаретой. А его отец заявляет, что он разрешает сыну такую курить. И что в этом случае может сделать учитель? Или как он должен реагировать, если ученики снимают его на видео?

Педагогов, посетовал Андрей Талманов, нужно обучать юридическим нюансам их работы. Учителя и директора школ часто не знают своих прав. А они должны чётко понимать, как «разруливать» подобные истории, на что они имеют право, а какие действия могут выйти боком, повлечь административные последствия.

Юристы и педагоги совместно обсуждали на встрече разные аспекты школьной жизни – составление школьных уставов, проведение родительских собраний, перепи­ску учителей и родителей в мессенджерах… Представители юридического факультета КФУ и регионального отделения Ассоциации юристов России выразили готовность оказывать учителям необходимую правовую поддержку.

Вместе с тем надо заметить, что в обсуждении то и дело звучали нотки ностальгии по прошлому – вот, мол, были времена, когда учитель был беспрекословным авторитетом и никому в голову не приходило на него жаловаться… Логичным продолжением таких сентенций было выражение недовольства в адрес современных родителей, которые слишком уж сильно в наши дни качают права.

Во всех этих разговорах, безусловно, есть своя сермяжная правда. Но всё же хотелось бы более конструктивного подхода к проблеме. Да, педагоги должны признать тот факт, что сегодня, в эру интернета, они перестали быть единственным источником знаний, что права свои народ действительно знает и активно ими пользуется. Это новая реальность, и надо учиться в ней жить. И почему бы, например, на подобные обсуждения не приглашать и родителей тоже – из, так сказать, конструктивного крыла родительской общественности? Чтобы искать консенсус, договариваться. Чтобы прекратить бессмысленно сетовать на то, что «нонеча не то, что давеча» и совместно строить лучшую завтрашнюю версию школы