Жизнь современных учителей сильно осложняют многочисленные правовые риски. Об этом говорили на днях на юрфаке Казанского федерального университета.
Инициировало обсуждение проблемы татарстанское отделение Ассоциации юристов России. Открывая разговор, председатель комиссии по совершенствованию законодательства татарстанского отделения АЮР Айнур Гильмуллин отметил, что, конечно, нормативно-правовая база для педагогической работы у нас есть, но существует множество нюансов, которые необходимо знать современному учителю. В частности, это касается отношений с учениками и их родителями.
Некоторые примеры проблемных ситуаций из реальной юридической практики привела декан юрфака Лилия Бакулина. Учителя, отметила она, часто теряются в сложном мире правовых ограничений. Скажем, не пустил на урок ученицу с крашеными волосами или без формы – и вроде бы прав, ведь в уставе школы это оговаривается… Но в итоге оказывается, что ты нарушил право ребёнка на образование. Родители (да и сами ученики) сейчас грамотные, свои права знают…
Или другая ситуация, которую описал директор 19-й казанской гимназии Андрей Талманов. Подростка поймали в туалете школы с электронной сигаретой. А его отец заявляет, что он разрешает сыну такую курить. И что в этом случае может сделать учитель? Или как он должен реагировать, если ученики снимают его на видео?
Педагогов, посетовал Андрей Талманов, нужно обучать юридическим нюансам их работы. Учителя и директора школ часто не знают своих прав. А они должны чётко понимать, как «разруливать» подобные истории, на что они имеют право, а какие действия могут выйти боком, повлечь административные последствия.
Юристы и педагоги совместно обсуждали на встрече разные аспекты школьной жизни – составление школьных уставов, проведение родительских собраний, переписку учителей и родителей в мессенджерах… Представители юридического факультета КФУ и регионального отделения Ассоциации юристов России выразили готовность оказывать учителям необходимую правовую поддержку.
Вместе с тем надо заметить, что в обсуждении то и дело звучали нотки ностальгии по прошлому – вот, мол, были времена, когда учитель был беспрекословным авторитетом и никому в голову не приходило на него жаловаться… Логичным продолжением таких сентенций было выражение недовольства в адрес современных родителей, которые слишком уж сильно в наши дни качают права.
Во всех этих разговорах, безусловно, есть своя сермяжная правда. Но всё же хотелось бы более конструктивного подхода к проблеме. Да, педагоги должны признать тот факт, что сегодня, в эру интернета, они перестали быть единственным источником знаний, что права свои народ действительно знает и активно ими пользуется. Это новая реальность, и надо учиться в ней жить. И почему бы, например, на подобные обсуждения не приглашать и родителей тоже – из, так сказать, конструктивного крыла родительской общественности? Чтобы искать консенсус, договариваться. Чтобы прекратить бессмысленно сетовать на то, что «нонеча не то, что давеча» и совместно строить лучшую завтрашнюю версию школы