В школьном образовании, невзирая на бурную информатизацию всей нашей жизни, основополагающий принцип стар как мир: есть хороший учитель – у детей будут знания, нет учителя – ничем его не заменишь.
Так полагает вице-премьер республиканского Правительства – министр образования и науки Рафис Бурганов. На последней в 2018 году своей пресс-конференции он подвёл итоги года и призвал всемерно поддерживать учителей, ибо без общественной поддержки авторитет учительства нам не возродить.
О поддержке педагогов министр, конечно, заговорил неслучайно. В последнее время у всех на слуху истории конфликтов учителей и школьников, в которых общественное мнение, ярко представленное в соцсетях, чаще оказывалось на стороне учеников. Дополнительным раздражающим фактором для общественности стали итоги проведенного Рособрнадзором исследования учительских компетенций, которые таковы: почти половина российских преподавателей математики не справилась с контрольными тестами по своему предмету. Чуть лучше показали себя учителя русского языка. Конечно, на пресс-конференции журналисты не упустили случая спросить у министра, что он думает по поводу этих результатов.
В новых условиях педагоги должны постоянно искать принципиально новые методические и психологические подходы к работе. Образцом такого новаторства призвана стать трехъязычная школа, о необходимости создания которой в ноябре говорил Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев. По планам, озвученным министром образования и науки, такая школа должна появиться в республике в 2020 году
Рафис Бурганов заверил, во-первых, что показатели татарстанских учителей заметно превышают средние результаты по России. Во-вторых, полагает министр, подобные исследования, которые начали проводить сравнительно недавно, нельзя воспринимать как однозначное свидетельство учительской некомпетентности. Министр призвал вспомнить первые годы проведения ЕГЭ – пока процедура была новой, непонятной, пугающей, экзамен сдавали хуже. Сегодня, когда единый экзамен стал рутиной, к которой школьников готовят чуть ли не с первого класса, психологический фактор уже не оказывает такого влияния на результаты, и выпускники с экзаменом вполне нормально справляются. Вот и с проверкой учителей, полагает Рафис Бурганов, надо подождать – пройдёт 2-3 года, все успокоятся и покажут те результаты, которые и должны. «Учителя у нас хорошие», – уверен министр.
Рафис Бурганов напомнил также, что в этом году впервые не стали подводить рейтинги школ на основе результатов ЕГЭ. Всё по той же причине – чтобы не нервировать лишний раз учителей, не заставлять их гнаться за результатом любой ценой. Вместо этого, проанализировав итоги, направляли в школы, где баллы оказались низкими, методистов в помощь педагогам. Контрольные проверки показали, что это дало свои плоды: при грамотном методическом подходе успеваемость начинает расти.
Рафис БУРГАНОВ, министр образования и науки РТ: | |
Мы хотим создать новую идеологию школы, там будут какие-то вещи, которых мы пока в действующей системе образования вообще не видим, будут применяться лучшие методики и практики школ ЮНЕСКО. |
Вообще, добавил Рафис Бурганов, совершенствоваться учителям, конечно, необходимо постоянно. «В системе образования всё меняется настолько быстро, что даже я не за всем успеваю следить. Спасибо коллегам по министерству, помогают», – признался Рафис Бурганов. И подчеркнул: сегодня, когда дети информированы обо всём выше всякой меры, как никогда важна роль учителя, который должен не просто выдать ученикам максимум фактов, но научить их системно воспринимать поступающую информацию.
Понятно, что в новых условиях педагоги должны постоянно искать принципиально новые методические и психологические подходы к работе. Образцом такого новаторства призвана стать трехъязычная школа, о необходимости создания которой в ноябре говорил Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев. По планам, озвученным министром образования и науки, такая школа должна появиться в республике в 2020 году. Сейчас ведущие эксперты в области образования разрабатывают её концепцию. «Я в этом даже не участвую, чтобы не было никакого давления, чтобы люди подготовили тот проект, который будет понятен всем, – пояснил Рафис Бурганов. – Мы хотим создать новую идеологию школы, там будут какие-то вещи, которых мы пока в действующей системе образования вообще не видим, будут применяться лучшие методики и практики школ ЮНЕСКО». В составе школы планируются детский сад и интернат, а учиться там будут на трёх языках – русском, татарском и английском.
Журналистов также интересовало, как обстоят в школах дела с безопасностью. Тут, пояснил министр, работа ведется системная. В этом году, например, «закрыли» вопрос по тревожным кнопкам. Все муниципалитеты получили средства на оснащение школ такими кнопками. В то же время, считает Рафис Бурганов, нельзя рассчитывать только на технические средства защиты. Если кто-то из школьников захочет принести в здание что-то запрещённое, он, как показывает практика, найдёт возможность это сделать. Поэтому отдельную роль в обеспечении безопасности должна играть подготовка детей и педагогов к действиям в условиях чрезвычайной ситуации – они должны знать, как и на что реагировать, куда бежать. И, конечно, на неадекватное поведение кого-то из учеников надо обращать внимание и принимать меры ещё до того, как это приведёт к трагедии.
Спросили министра и о подготовке к мировому чемпионату WorldSkills, который пройдёт в Казани в следующем году. «Сказать, что мы на финишной прямой, можно. Сказать, что мы уже готовы, – нельзя», – считает Рафис Бурганов. Он рассказал, что уже множество мероприятий министерство проводило вместе с площадкой «Казань Экспо», где пройдёт чемпионат, и планирует организовать ещё несколько. Потому что каждый такой совместный ивент помогает отточить навыки организаторов, и к самому форуму они будут готовы стопроцентно. В то же время, отметил Рафис Бурганов, проведение чемпионата WorldSkills – не самоцель. Главная задача, которую надо было решать, – это привлечение молодёжи в рабочие профессии. И уже сегодня можно сказать, что цель достигнута. «В конце девяностых у нас были предприятия, где средний возраст работающих составлял 57 лет. Это была катастрофа, – вспомнил министр. – Сегодня он уже ближе к 40 годам, а есть предприятия, где работники ещё моложе. И это великолепно».