Учитель будущего – это хороший учитель из прошлого в современных реалиях

Сто команд вышли в финал конкурса «Учитель будущего». Тридцать из них были названы победителями. В том числе – команды школы «Иннополис» и бугульминского лицея №2.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: из личного архива

 

школа-иннополис

 

Сто педагогических команд со всей России вышли в финал профессио­нального конкурса «Учитель будущего», который проходил в марте в Санкт-Петербурге. Тридцать из них были названы победителями. В том числе – команды школы Иннополис и бугульминского лицея №2.

 

Командность – то, что отличает конкурс «Учитель будущего» от, скажем, хорошо уже всем известного «Учителя года». Организаторы конкурса – АНО «Россия – страна возможностей» – заявляют: они ориентируются на педагогические коллективы, которые умеют работать сообща, создавая мультидисциплинарные прак­тики.

– Ещё одна особенность конкурса – его импровизационный характер, – рассказывает одна из победительниц, преподаватель информатики и заместитель директора по учебной работе школы Иннополис Мария Владыкина. – Участникам нужно было показать своё умение быстро находить выход из проблемных ситуаций, здесь и сейчас решать насущные вопросы.

Мария Андреевна – одна из участников команды Иннополиса. Кроме неё в команду входили учитель географии Дмитрий Шакирзянов и преподаватель русского языка и литературы Айсылу Сагитова. Конкурс, вспоминают участники, длился очень долго. Заявку они подали ещё осенью 2019 года, но вмешалась пандемия, и конкурсные испытания растянулись аж до 2021-го.

На разных этапах участникам конкурса надо было пройти предметное онлайн-тестирование (сдать что-то вроде ЕГЭ по своему предмету), поучаствовать в дебатах на актуальные школьные темы, оперативно разобрать предложенную нестандартную ситуацию, которая может возникнуть на уроке.

Изначально в конкурсе приняли участие 39 тысяч педагогов со всей России (из них примерно 6,5 тысячи – татарстанцы). В финал прошли триста человек, в том числе две татарстанские команды (каждая по три человека). И оба наших коллектива оказались в числе лучших.

В финале, помимо очень краткого выступления с рассказом об опыте командной работы в школе (свои мысли нужно было уложить ровно в три минуты, иначе штраф), необходимо было ещё провес­ти урок, где были бы показаны те самые принципы меж­дисциплинарности.

– У нас были довольно разные предметы – русский язык, информатика, география, – рассказывает Мария Владыкина. –  Мы голову сломали, думая, как же их объ­единить. В итоге темой нашего урока стали фейковые новости – как отличить их в Сети от подлинной информации. Рассматривали интернет-новости с точки зрения доменных имён, внешнего вида сайта, наличия грамматических ошибок, кликбейта в заголовках… При этом статьи, которые разбирались на уроке, были в основном на географическую тему. И ещё немного о космосе – мы решили приурочить занятие ещё и к шестидесятилетию полёта Гагарина. Урок, который мы вели в петербургской гимназии №56,  получился отличным, мы это почувствовали по откликам и детей, и экспертов. И это, наверное, было главное испытание, потому что работа с детьми – это, конечно, самое важное для учителя.

 

– Сложно было вести урок для незнакомых детей?

– Дети были изумительные, очень эрудированные. Но вообще, наша Школа Иннополис, где я преподаю шесть лет, с самого её основания, отличается тем, что мы постоянно работаем с новыми детьми. Когда начинали, у нас было 27 учеников, сейчас 430, в следующем году по прогнозу будет 550. К нам каждый месяц приходят новички. Возможно, это тоже нам помогло на конкурсе.

 

– Мария Андреевна, не могу не спросить у вас, победителя конкурса «Учитель будущего»: каким он должен быть, этот учитель будущего?

– Мне кажется, это хороший учитель из прошлого, просто в современных реалиях. Это, прежде всего, многогранная личность, человек, любящий детей, умеющий слушать и слышать.

 

– Конкурс проходил в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование». В чём тут социальные лифты?

– Могу сказать, что многие участники конкурса стали в своих школах заместителями директоров, директорами. Я сама стала завучем в процессе конкурса. Победители получили возможность пройти обучение в подмосковной мастерской управления «Сенеж», где обучаются участники различных программ кад­рового резерва. Естественно, если ты более грамотен, ты как специалист более востребован на рынке труда.

 

– Как думаете, почему сегодня так популярны разговоры о том, что школа уже не та, что в советские годы было лучше?

– Знаете, у нас на последнем звонке мама одной выпускницы процитировала Сократа, который говорил, что молодёжь отличается дурными манерами, не уважает старших, не признаёт авторитеты… И это было до нашей эры. Так что это вечная история. В советское время, наверное, тоже говорили, что раньше детей розгами били, и всё было хорошо… Мне кажется, в целом школы меняются в лучшую сторону. Вот многие осуждают ЕГЭ. Я сдавала ЕГЭ в первый год, когда он стал обязательным. И считаю: то, что можно сдать выпускной экзамен один раз и не пересдавать больше, действительно повлияло на снижение коррупции в вузах. Потому что раньше мы знали: чтобы поступить, надо, извините, иметь связи. А я просто разослала свои сертификаты в несколько вузов и могла выбирать, куда мне поступать.

В школу сегодня приходит достаточно много молодых преподавателей, это радует. И если лет двадцать назад было мнение, что в педагогический вуз идут от безысходности, то сейчас приходят действительно интересные люди, которым нравится их профессия, которые хотят работать с детьми.

 

– Но часто слышишь, что молодые учителя быстро уходят из школы. Что нужно делать, чтобы молодёжь оставалась в профессии?

– Важно, как выстроена педагогическая поддержка внутри школы. Ходят ли старшие коллеги к тебе на уроки, помогают ли, слышат ли о твоих проблемах? Потому что самое страшное – остаться с проблемой один на один и не знать, к кому обратиться. Педагогическая профессия непростая, она требует от тебя умения общаться с самыми разными людьми – с детьми, с родителями, с коллегами…

Вообще, вопрос повышения престижа учительской работы стоит сейчас во всём мире. Мы у себя первыми в республике организовали школьный педагогический отряд. Старшеклассники берут шефство над младшими, а мы им рассказываем о том, что такое труд педагога. Ну и стараемся личным примером показывать, что мы – те люди, к мнению которых стоит прислушиваться.

 

– О нынешней молодёжи тоже слышно много нелестных отзывов со всех сторон. Какими вам видятся современные школьники?

– Новое поколение у нас растёт просто замечательное. Они лучше, чем мы, эрудированней, очень открыты миру, свободно высказывают своё мнение, отстаивают свою позицию. Мне кажется, это классные качества, которых многим взрослым недостаёт.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще